|
Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
![]() 0+ ![]() Баскунчак — большое солёное озеро на севере Астраханской области, его площадь составляет 115 квадратных километров. С VIII века здесь ведётся добыча соли, которую раньше отправляли на продажу по Шёлковому пути. В 60-е годы XIX века месторождения стало главным поставщиком соли на внутренний рынок России. В то время соль добывалась вручную. Стоя по пояс в воде, рабочие рыхлили соль пешней, и при помощи лопат грузили её в телеги, запряжённые верблюдами. В 1918 году здесь появились экскаваторы, а в 1930-е годы — первые солесосы, которые стали прототипами современных солекомбайнов. ![]() Сегодня соль на Баскунчаке добывают при помощи специального технологического комплекса, основа которого — солекомбайн. А участок для добычи выбирают с помощью геологоразведки. ![]() Солекомбайн медленно едет по рельсам, которые переносят по мере выработки пласта соли. ![]() Комбайн — уникальная машина, которую спроектировали и построили прямо на месторождении ещё в 90-е годы. Название у неё соответствующее — «Баскунчак-1». ![]() Комбайн движется по рельсам, ломает пласт с помощью двух фрез и смешивает соль с водой. Эта масса называется соляная пульпа. Она попадает в систему обезвоживания, а затем в дробилку. Потом измельченная соль отделяется от воды и грузится в вагоны или тягач. Лишняя вода тут же сливается обратно в озеро. ![]() Комбайн режет пласты на глубине до 8 метров, во время работы хрупкая соляная кромка может раскрошиться, и машина потеряет равновесие. Чтобы контролировать это, используют креномер. Инструмент следит, чтобы техника не наклонялась сильнее нормы. Если это происходит — на креномере срабатывает сигнализация и добыча останавливается. ![]() Помощник машиниста солекомбайна направляет стрелу таким образом, чтобы соль попала в тягач или грузовой вагон. Еще он держит связь с водителем тягача с помощью рации. Когда прицеп наполняется, он сообщает, что пора передвигать машину вперед . Таким образом рабочие синхронизируют процесс погрузки и скорость автомобиля. ![]() Элеватор, по которому соль поднимается на стрелу. За это время с неё стекает лишняя вода. ![]() Из комбайна соль сыпется в прицепы тягачей. ![]() Карьерный тягач — огромная машина с тремя прицепами. За раз в них грузят 450 тонн соли, это примерно семь железнодорожных вагонов. ![]() ![]() На то, чтобы загрузить один тягач уходит около 90 минут. ![]() За сутки здесь добывают примерно 100 железнодорожных вагонов соли. ![]() Когда пласт выработан, железнодорожное полотно сдвигают на 180 сантиметров. Обычно между траншеями оставляют целики шириной не более 10 сантиметров. Они нужны чтобы уменьшить потери от разрушения пласта. ![]() Чтобы передвинуть пути, используют специальные рихтовочные машины, монтируемые на тракторах. Полностью разбирать рельсы не нужно. ![]() За год на Баскунчаке добывают от 1,5 до 2 миллионов тонн соли. ![]() На том месте, где прошёлся комбайн, образуются выломы. Они выглядят как прямоугольные бассейны, разделенные соляными «волнорезами». Границы бассейнов помечают специальными ограждениями, чтобы никто из водителей не заехал на опасный участок с восьмиметровой глубиной. ![]() Тягачи работают только в светлое время суток. По ночам соль грузят в железнодорожные вагоны. Работа на предприятии ведётся круглосуточно в три рабочих смены. ![]() Вагоны под погрузку перемещают с помощью тракторов, которые цепляют к составу металлическими тросами. ![]() Комбайн грузит соль в вагоны. ![]() Процесс почти не отличается от погрузки в тягач. ![]() Соль грузят круглыми сутками. На самом Баскунчаке обрабатывают далеко не всё, остальное по Волге везут на другие предприятия в центральной части России. ![]() Тягачи привозят соль в пункт разгрузки, который расположен на предприятии. ![]() За восьмичасовую смену водитель тягача успевает сделать 3–4 рейса. ![]() Привезённую соль выгружают на приёмное устройство — бункер. ![]() Приёмник выглядит как огромное сито, через которое постепенно просыпается крупная, ещё не обработанная, соль. ![]() Дальше соль попадает на 700-метровый конвейер. ![]() По нему соль движется к стакеру-реклаймеру. Это автоматизированный комплекс, который принимает соль, укладывает её в большую гору для просушки. Потом соль подает дробление, а затем на фабрику. Стакер-реклаймер — немецкая машина высотой 40 метров, которая предназначена для укладки и забора соли. ![]() Стакер оставляет на соляной горе красивые узоры. ![]() Пищевая соль попадает на фабрику. Сначала её дробят до первого помола и сушат а затем фасуют. ![]() Линия, где фасуют и упаковывают пищевую соль. ![]() Пищевую соль насыпают в целлофановые пакеты или большие 50-килограммовые мешки. Дальше соль отправляется на продажу по всей стране. А часть уходит на экспорт. Интересно, что в магазинах самого Баскунчака часто встречается соль которую привезли из соседних регионов. ![]() На пакеты ставят маркировку со сроком изготовления. ![]() Добытая соль различается по цвету, размеру гранул и количеству примесей. Молодая соль более светлая, мелкая и чистая, именно она подходит для еды. Пищевая соль, расфасованная на этой фабрике, не выглядит идеально белой. Её не очищают при помощи химии, поэтому она сохраняет природный сероватый или бежевый оттенок. И это нормально. Темная и крупная соль пролежала в озере дольше и успела впитать слишком много ила и другой органики. Её называют технической. Степень чистоты продукта определяют в лаборатории. ![]() Участок, на котором разгружают вагоны с солью. ![]() Чтобы опустошить вагоны со слегка слежавшейся солью, используют специальные ковши. ![]() Готовую техническую соль насыпают в вагоны. Соль состоит из хлористого натрия, который быстро разъедает металл, поэтому перед погрузкой вагон застилают защитными целлофановыми вкладышами. ![]() В большинстве российских городов техническую соль используют для того, чтобы посыпать дороги и тротуары. Также в своей работе её применяют химики, строители и энергетики. ![]() Из-за особенности технологии добыча происходит только в тёплый сезон — с весны до осени. Поэтому, помимо ежедневной упаковки и отправки, нужно создавать запасы на зиму. ![]() Автомобили, которые привозят рабочих на месторождение, служат всего 5–6 лет. За это время хлористый натрий, который содержится в соли, разрушает металл и выводит машину из строя. ![]() Ближайший к озеру населённый пункт — посёлок Нижний Баскунчак. Большинство его жителей работает на соледобыче из поколения в поколение. ![]() Солевые пласты Баскунчакского месторождения продолжают формироваться и по сей день. Со временем на месте выломов образуется новая соль. Сейчас практически полностью восстановились участки, работы на которых велись в 40-е годы. То есть, если соблюдать технологию, добывать соль с Баскунчака можно бесконечно. Фотографии и текст Славы Степанова Не проверены / Интересные фоторепортажи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||













































