Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Kосмическая техника - не смартфон (1 фото)
Авария "Союза" и экстренный спуск - как это было. Объясняют космонавты. Наталия Зотова, Всеволод Бойко Русская служба Би-би-си. 11 октября произошла авария после запуска с Байконура ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз МС-10" с космонавтом Алексеем Овчининым и астронавтом Ником Хейгом на борту. Они катапультировались и были извлечены из спускаемого аппарата в хорошем состоянии. Причины аварии пока не установлены. Однако источники информационных агентств говорят, что авария может быть связана с одним из боковых блоков первой ступени ракетоносителя. Ракета с новым экипажем МКС потерпела аварию. Экипаж жив "Один из блоков в верхней части не отделился и ударил нижней частью по второй ступени. Произошло аварийное выключение двигателя второй ступени", - рассказал источник РИА Новости. Затем "сработал аварийный маяк", корабль разделился на отсеки и выпустил парашют с катапультой, в которой экипаж благополучно спустился на землю, добавил собеседник Интерфакса. Би-би-си попросила космонавтов Александра Лазуткина и Антона Шкаплерова объяснить, что происходило до, во время и после аварии. Такое случается впервые? Лазуткин: "Такие ситуации крайне редки. Еще в советские времена был случай, когда не включились двигатели третьей ступени - точно так же экипаж приземлился, только на большей высоте это все произошло. И еще один раз [в 1983 году] ракета взорвалась на старте, но система аварийного спасения вывела экипаж из зоны поражения, и все нормально было". Шкаплеров: "Именно на этом этапе - да [в первый раз]. А так была у нас на старте еще одна авария в 1983 году. Владимир Титов и Геннадий Стрекалов катапультировались во время старта" (ракета загорелась меньше чем за минуту до отрыва от земли). Идет 119 секунда полета. Что в штатной ситуации происходит в этот момент с кораблем? На какой высоте он находится? Что делают космонавты? Лазуткин: "Корабль в этот момент достаточно высоко - далеко еще до космоса, но повыше, чем самолеты летают. Космонавты испытывают перегрузки в 3-3,5 единицы. Это комфортная перегрузка, я бы сказал. Они контролируют полет. Там есть шпаргалочка, где написано, на какой секунде что происходит: когда отделяется система аварийного спасения, когда происходит разделение ступеней… В самом управлении ракетой-носителем космонавты не принимают участия, это слишком сложно, так не делается". Шкаплеров: "Космонавты вместе с Землей следят, как работают системы - штатно или нет. Перегрузки еще действуют обычно на уровне 3-4 единиц. Это не очень большая перегрузка - для летчика, допустим, на истребителе это вообще ничего. Немного затруднены движения, например, руками, потому что твой вес увеличивается в три-четыре раза. Но космонавты тренируются, готовы к перегрузкам, поэтому продолжают работать, нажимают различные кнопки, которые необходимо на том или ином этапе. Старт - до выхода в космос - длится всего 10 минут. Все 10 минут они следят за работой с системами. Тут не расслабишься, тем более, что их было [в экипаже] всего двое, а не трое [как иногда бывает]. Когда выходят на околоземную орбиту и удостоверяются, что все штатно, тогда есть время расслабиться, переодеться даже. А до этого они в полной боевой готовности". Насколько велик для космонавтов был риск погибнуть? Шкаплеров: "По идее все [действия] отработаны, система очень четкая. После неполадки с ракетой-носителем подается сигнал, и космический корабль от ракеты просто отстреливается и уводится в сторону. Риск всегда есть, конечно, но здесь все отработано". Какие действия должен предпринимать экипаж в такой ситуации? Они могут как-то повлиять на происходящее? Лазуткин: "Эвакуация происходит автоматически, когда ракета в полете. Человек может просто не успеть принять решение, поэтому ему такое не доверяют". Шкаплеров: "Они только получают сигнал о том, что [произошла] авария ракеты-носителя и готовятся к перегрузкам, которые возникнут, когда их будут уводить в сторону [от ракеты]". Что происходит с космонавтами при такой аварии? Они испытывают серьезные перегрузки? Шкаплеров: "После этого может происходить либо баллистический спуск с повышенными перегрузками [не требующий управления экипажем], либо они [экипаж] могут вступить в управление. Но как они действовали, я не знаю. [При баллистическом спуске] перегрузки зависят от высоты, от скорости… Тут уже могут быть от 8 единиц и больше. Лазуткин: "В данном случае система уводит корабль от неисправного ракетоносителя, происходит разделение корабля на отсеки, и космонавты, сидя в спасательном аппарате, направляются к земле. На нужной высоте включается парашютная система - тут возникает перегрузка, но дальше это уже обычная, штатная посадка. Тут задача космонавтов - как можно точнее зафиксировать, что произошло, и передать по радио людям, которые будут их встречать". Что ждет космонавтов дальше? Смогут ли они после такого инцидента продолжать полеты в космос с психологической точки зрения? Лазуткин: "Жалко, что их полет был такой небольшой, но это не "ужас-ужас". Ребята остались живы, сейчас это наиболее важно. Я надеюсь, американский астронавт теперь не покинет отряд космонавтов (Это был его первый полет в космос. - Би-би-си). На самом деле, для него это хороший урок, что наша техника надежная. Несмотря ни на что, экипаж остается жив". Как эта авария может повлиять на российскую космонавтику в целом? Это, в первую очередь, показатель проблем или от таких ситуаций никто не застрахован? Лазуткин: "Это не проблема всей нашей космонавтики. Это говорит о том, что космическая техника - не смартфон, она сложная сама по себе, она имеет право на отказ. Ну, а во-вторых - такая наша профессия. А нынешнее состояние космонавтики ни при чем. Я думаю, разберутся, и еще на несколько сотен полетов у нас не будет таких отказов". Не проверены / Истории |