Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Реанимация старенького трамвайного поезда из вагонов КТМ-1/КТП-1 (19 фото)
А до премьеры мне посчастливилось застать ретро-поезд с необычной судьбой на обкатке по улицам Москвы — так и случился неожиданный "предпремьерный показ" музейной новинки. Разработку перспективного трамвая с цельнометаллическим кузовом, состоящего из двух вагонов — моторного и прицепного, начали в Академии коммунального хозяйства имени Памфилова ещё в тридцатые. Перспективный трамвай задумывался вполне современным, но для хозяйств со слабой ремонтной базой: с цельнометаллическим кузовом, и с максимально простой ходовой частью одновременно. Он задуман без избытка электрооборудования, с непосредственной системой управления, и на двух осях, без тележек. Для сравнения — современные одиночные трамваи уже с полвека, как стоят на тележках и четырёх осях, и комплектуются сложными электронными системами управления. После войны разработку перспективного трамвая продолжили инженеры московского завода СВАРЗ, которые передали свои наработки Усть-Катавскому вагоностроительному заводу имени Кирова. Первый трамвайный поезд в Усть-Катаве был выпущен в 1947 году. Головной моторный вагон получил имя КТМ-1 — "Кировский трамвай моторный", а прицеп — КТП-1 — "кировский трамвай прицепной" соответственно 1948 год. Опытный поезд КТМ-1/КТП-1 (0002-1002) на Пушкинской площади в Москве. Первые два построенных поезда в 1948 году были переданы для испытаний в Москву. Там они были приписаны к депо имени Щепетильникова, на Лесной улице. В прошлом в этом депо базировалась конка, после революции — электрический трамвай. После вывода трамвая из депо на территории обосновался четвёртый троллейбусный парк, сохранивший имя Щепетильникова, а уже в наши дни парк был расформирован, и ныне реконструируется авторитетными бизнесменами с юга под продуктовый рынок. 0+ ''Тульский поезд'' в трамвайном депо. Тула, август 1994 года Салон тульского КТП-1, август 1994 года. Серийное производство КТМ-1/КТП-1 продолжилось вплоть до 1961 года, когда он был заменён новой моделью, КТМ-2/КТП-2. Поставок "усть-катавцев" в Москву тогда не последовало: КТМы стали уделом регионов, и вернулись в столицу лишь в девяностые. Два опытных "московских" поезда же, отработав полтора года на испытаниях по маршруту 27 (Коптево — Петровские Ворота), в 1950 году были отправлены в другие города. ''Тульский поезд'' в депо. Ноябрь 1998 года Экспонат московского музея в прошлой жизни трудился в Туле. Этот поезд выпущен в 1956 году — значительно позже московских опытных экземпляров, что обусловило множество отличий от них. "Катавец" ударно трудился на тульских магистралях двадцать лет, вплоть до 1976 года, когда приказом начальника тульского ТТУ Я.Д. Гиберта его было решено сохранить на предприятии как исторический экспонат. Трамвайный поезд из КТМ/КТП-1 установили на постамент как экспонат музея боевой и трудовой славы ТТУ, причём в статусе памятника он нередко выезжал на городские праздники в качестве экскурсионного. Последний выезд "тульского поезда" состоялся в 1988 году, когда в честь Дня Победы он провёз экскурсантов по Туле, и казалось бы, навсегда остановился в депо. ''Тульский поезд'' в депо. Ноябрь 1998 года Распался Союз, наступили новые времена. До "поезда" КТМ/КТП-1 не стало никому дела: вагоны стояли на территории тульского депо, ветшали и разворовывались. С предложением о выкупе на тульское ТТУ вышел процветавший тогда московский музей городского транспорта, который создавался под крылом Мосгортранса. Поезд из ранних "усть-катавцев" обменяли на десять подержанных трамваев Tatra T3. С одной стороны, это был единственный поезд этого типа в стране, который сохранился почти в первозданном виде, без переделки из пассажирского в специальный, что обеспечило его высокую аутентичность. А с другой — за годы стоянки с вагонов демонтировали всё основное оборудование: электродвигатель, компрессор, дверные цилиндры… Мрачные времена. Москва, музейный запасник на ТРЗ, 2015 год В 1999 году "тульский поезд" прибыл в Москву. Поначалу планировалось восстановить его "по горячим следам", но — не сбылось. К столетию московского трамвая взять его в работу не успели, а после этого в музее наступили трудные времена, и до трамвая на новом месте снова не стало дела. Первоначально "тульский сувенир" разместили в Октябрьском трамвайном депо, а годом спустя — перевезли на музейную площадку трамвайного депо имени Баумана, где он занял место в экспозиции действовавшего в ту пору музея. В 2001 году музей потерял площадку в Ростокине, на месте которой возвели депо монорельсовой дороги, и КТМ-1/КТП-1 поселился в знаменитом музейном запаснике на территории трамвайного ремонтного завода (ТРЗ), что в районе Лефортово, на Волочаевской улице. Там "тульский поезд" на долгих пятнадцать лет превратился в склад-сарай — в нём хранили детали от всевозможных автомобилей — естественно, на свежем московском воздухе. От такого хранения лучше трамваю вовсе не становилось — поезд лишь ветшал и терял комплектующие. Попытка трамвайных энтузиастов освободить вагоны от барахла и загрунтовать кузова, чтобы спасти от полного разложения, закончилась неожиданно — злобной кляузой от лица экс-директора музея "наверх", в которой он, топоча ножками, требовал к супостатам санкций. Пронесло чудом. Начало. СВАРЗ, 2017 год. Расшиты борта и снята вся обшивка… …под ней — сгнившие шпангоуты каркаса, которые заменены новыми. За годы стоянки кузова вагонов пришли в практически полную негодность. СВАРЗ, 2017 год Серийные КТМ-1/КТП-1 в Москве не эксплуатировались, поэтому при восстановлении поезду придали элементы облика опытных экземпляров. Так, "тульский поезд" лишился гофр на бортах, а его декор привели в соответствие с опытными образцами 1947 года постройки — например, без "рогов" фонарей спереди, и с частично остеклёнными створками дверей. Заканчиваются работы по ''железу''. СВАРЗ, 2018 год Финишная прямая кузовных работ. СВАРЗ, 2018 год На финишной прямой. 2018 год, СВАРЗ И успешный финал: готовый поезд КТМ-1/КТП-1 обкатывается по московским улицам. Бортовые номера присвоены в память об опытных московских экземплярах — 0002/1002 Красный низ, кремовый верх — традиционный окрас московских трамваев Скромный интерьер моторного КТМ-1. Когда-то деревянные лавки были достаточным уровнем комфорта Кабина КТМ-1. Принцип управления таким трамваем критически отличается от современных вагонов ''Штурвал'' у последней двери прицепного вагона — аварийный тормоз Прицепной вагон отличается от моторного отсутствием кабины, а также полным отсутствием электрооборудования ''под брюхом'' КТП-1 и хвост единственной в Москве ''Кобры'' — трёхсекционной Tatra KT3R Теперь, миновав все выпавшие на их долю неприятности, усть-катавский КТМ-1 в паре с братцем КТП-1 наконец-то превратились в глянцевые музейные экспонаты. На сегодня это единственный поезд такого типа, сохранившийся в живой природе: лишь несколько подобных трамваев по одиночке сохранены в виде памятников и специальных вагонов. Вместе с правнуком — усть-катавским 71-619А, в народе — КТМ-19 Восстановленный "тульский поезд" активно обкатывается по улицам Москвы, и уже совсем скоро — 21 апреля — пройдёт в парадной колонне ретро-трамваев по центру города. И это — не только долгожданная удача, но и закономерный результат труда и дальновидных решений всех тех, кто причастен к восстановлению уникального поезда. За это всем им — огромное человеческое спасибо. Не проверены / Интересные фоторепортажи |