Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Как это было. Часть 4. Латы (30 фото)
Ни мягкие доспехи, ни кожаные, ни кольчуга не давали должной защиты воину. Оптимальное соотношение веса к уровню защиты могла бы дать сплошная металлическая пластина толщиной 1,2-2 миллиметра. Но технологии обеспечивающие массовое изготовление доспехов из подобных пластин не были доступны в Европе до 15 века. А в остальном мире и гораздо позже. Для того, чтобы отковать из трех полос металла плоский клинок — уже требовалось большое искусство. Трехмерный же объект (шлем или кираса) изготовить одной ковкой несравненно сложнее. Иногда мастерам удавалось составить кирасу из нескольких элементов, кольцевых сегментов, которые соединялись между собой. Но такое изделие являлось буквальным произведением искусства, и было исключением из общего правила. Мастеров, способных выковать из нескольких слоев металла крупный и надежный броневой элемент (тем более — криволинейный), в Европе практически не существовало до 14 века. Хотя к самым первым латам и можно отнести бронзовые анатомические доспехи Древней Греции, Рима и японский доспех танко. Но из-за своих конструктивных особенностей такие доспехи были предназначен исключительно для пешего боя, в крайнем случае с колесницы. Сесть в них на лошадь было невозможно. К тому же подобные доспехи весили как и стоили. Безумно много. И были недоступны большинству воинов. Порой заменявших их в Греции и Риме анатомическими кожаными доспехами. А анатомические бронзовые доспехи были доступны только военачальникам. В Европе же, еще с 13 века, кольчуги усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами (когда воину, владельцу доспехов, это позволяли средства). Кроме нагрудников и наплечников, из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и иные элементы. Чаще всего сплошные элементы брони дополнялись кольчужными или кожаными фрагментами. В Европе рано оценили преимущества жесткого бронирования. Мастера не прекращали воплощать новые идеи, пока не довели принцип до логического окончания, сделав латный доспех действительно сплошным. Латы польского гусара имитирующие сегментный латный доспех более раннего периода. И рыцари теперь желали иметь такие и только такие доспехи. Это было обусловлено тактикой действия рыцарской кавалерии. Тяжелая кавалерия атаковала в сомкнутом строю глубиной в несколько рядов. При этом король нередко считал важным находиться в первом ряду. Ведь по европейской традиции представители наиболее обеспеченного класса — высшей аристократии — не только лично участвовали в сражениях, но и, в отсутствие оных, ежегодно должны были биться на турнирах. А что произойдет с командиром, скачущем впереди на лихом коне, если он окажется выбит из седла? Всадник грохнется прямо под ноги коня собственного оруженосца, а по сравнению с ударом подкованного копыта любая палица — пустяк! Полные сочлененные латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета (подобного природному панцирю жуков), и тем самым резко повышали живучесть воина, насильственно спешенного во время кавалерийского сражения. Причём прямо под копыта. Первые “классические” латные рыцарские доспехи появились еще в 13 веке. Причём это были сегментные доспехи. Сочленённые из нескольких, элементов меньших размеров. Да и в ту пору подобные доспехи были доступны только королям. И то далеко не всем. С 14 века полный латный доспех могли себе позволить уже графы и герцоги, а в 15 веке это удовольствие стало доступно и для рыцарей. Благо развитие металлургии в Европе, позволяло обеспечить всех, необходимым количеством метала. А кузницы с молотом от водяного колеса получили повсеместное распространение. Что привело к тому, что в войнах 15 века число погибших рыцарей, даже в крупных и определивших историю сражениях исчислялось единицами. Так в сражении между Испанией и союзом итальянских государств, в результате которого Италия стала частью испанских владений, погибло всего два рыцаря. И то один из них захлебнулся. Умудрившись упасть с коня в ручей. Сплошные доспехи 15 века гарантированно защищали от стрел, пущенных из лука с любой дистанции. На расстоянии свыше 25-30 метров латы выдерживали арбалетные болты и аркебузные пули. Они не пробивались дротиками, копьями и мечами, надежно защищали и от ударов дробящего оружия. Пробить их можно было только тяжелым двуручным оружием – двуручными мечами и топорами, пиками и специально созданным для борьбы с латными доспехами оружием, например алебардами. Да и для нейтрализации воина в латном доспехе необходимо было нанести ему не менее 6 – 8 ударов. К сожалению, подобная броня имела и недостатки, из которых наиболее весомый, причём весомый в буквальном смысле — нагрузка на воина. Весил панцирь до 25 кг. Если же под него надевалась кольчуга, что было общепринято до конца 15 века, то общая масса защитного снаряжения достигала 32 килограммов! Воин, закованный в такие тяжелые доспехи, был существенно ограничен в подвижности. В индивидуальном пешем бою латы скорее мешали, чем помогали. В этом случае встреча с легковооруженным противником, располагающим длинным оружием большой пробивной силы, ничего хорошего пешему рыцарю не сулила. Доспехи 15 века ковались с помощью молота, с приводом от водяного колеса. Что позволяло делать пластины больших размеров. После того как пластины были выкованы, их доводили до нужной формы вручную. При этом пластины могли быть и не одинаковыми по толщине. Более толстый слой метала делался в наиболее ответственных местах доспеха. В Европе 15 века наибольшее распространение получили два типа доспехов округлые и гладкие «миланские», которые изготавливались в Милане и более рубленные и угловатые «готические», центрами изготовления которых стали Аусбург, Нюрберг и область Тироль. Что определялось качеством применяемого сырья. Доспехи остальных европейских стран ценились меньше. При этом наименьшую ценность имели английские доспехи. Но стандартные боевые доспехи этого периода оставались относительно лёгкими. И позволяли комфортно носить их в течение довольно продолжительного времени. Естественно, при условии что такие элементы, как шлем, рукавицы/перчатки и голени по возможности снимались. Такие доспехи имели грамотную систему крепления и распределения веса, тренированный человек практически не испытывал неудобств при обращении с ними и мог не только залезать и слезать с коня без помощи пажа, но и спокойно вести манёвренный пеший бой. Беспочвенен и миф о том, что упавший с седла в таких доспехах рыцарь не мог сам встать. Вставал, если не терял сознание от падения. Из-за высокой цены доспехи часто закупались в несколько приёмов, или пополнялись за счёт трофеев. Поэтому цельные наборы встречались достаточно редко. Вообще доспехи выпускались в различных ценовых категориях. От относительно дешёвые, для простых солдат. Причём порой отдельными элементами в виде нагрудников, кирас, наручей, наплечников, наколенников, перчаток. И называвшихся доспехами ландскнехта. До дорогих и качественных полных комплектов для рыцарей и капитанов. Типичный доспех ландскнехта состоял из кирасы с ожерельем и набедренниками, представлявшими собой единственную защиту для ног. Часто составной частью доспехов являлись латные наручи упрощённой конструкции. К ожерелью прикреплялись наплечники, доходившие до локтя. К 17 веку доспехи в виде упрощенных кирас и шлемов использовались лишь пикинерами. Дешёвый доспех обычно весил около 12 кг. Требования к прочности доспехов в 16 веке существенно возросли, ведь уже применялось огнестрельное оружие. Что привело к появлению так называемого максимилиановскго доспеха названный так по имени императора Максимилиана I. И имеющего претензию на максимальность защиты. Это были германские доспехи первой трети 16 века. По внешнему виду максимилиановский доспех схож с итальянскими доспехами, но создан в Германии/Австрии под впечатлением итальянских доспехов, славившихся своей надёжностью и защитой (взамен пожертвованной свободы движений). При внешних очертаниях, делающих его похожим на миланский доспех , имеет конструктивные особенности, унаследованные от германского готического доспеха, и позволяющих получить более прочную конструкцию при меньшем весе. При этом доспех, в отличие от готического, а подобно миланскому, делался не из мелких, а из крупных пластин, что связано с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать знаменитой гибкостью и свободой движений готического доспеха ради способности выдержать пулю, выпущенную с дистанции. В результате латы под самый конец своей эволюции достигли веса в 33 кг. Кольчуга под них уже не надевалась, но это позволило увеличить толщину броневых пластин до 3 мм. В качестве материала использовалась сталь. Дав доспехам этого периода романтическое название «белые доспехи». «Белые доспехи» — это цельнопластинчатые латы из полированной стали сверкавшие на солнце и оттого-то казавшиеся «белыми». Порой даже аркебузные пули и арбалетные болты пробивали панцирь 16 века только при стрельбе в упор. Очень большей прочностью обладали специальные турнирные латы, “лобовая броня” которых достигала сантиметровой толщины. Никакому современному им оружию они не поддавались в принципе, но и весили до 80 кг, а подвижность воина в них была ограничена возможностью слегка шевелить правой рукой, наводя копье. Вот в них да, упавший рыцарь встать не мог. Да и на коня взбирался не сам. А с помощью крана. Исторические поножи и современная реконструкция. Помимо боевых или турнирных доспехов, в это же время появились и так называемые парадные или костюмные доспехи. Которые максимально облегчались, за счёт толщены метала. И отличались богатой отделкой, в том числе и гравировкой. Подлинного расцвета производство пластинчатых лат достигло в Европе только в первой половине 17 веков, когда они производились из доменного железа и употреблялись преимущественно для украшения замковых интерьеров. Впрочем, и декоративные доспехи, оставались вполне функциональными. В Японии так же получили распространение выполненные из сегментов доспехи. Но размер пластин в них был намного меньше. Технологии, существовавшие в стране Восходящего Солнца, тогда существенно уступали европейским. В результате количество пластин, могло достигать нескольких десятков. Представляя из себя аналог европейского сегментного латного доспеха 13-14 веков. Выше средневековая японская технология подняться не могла. Да и доступны такие доспехи были далеко не всем в Японии. Большинство самураев использовали тканевые, а то и бумажные или бамбуковые мягкие доспехи. Нет и в Японии был очень дорогой и престижный доспех на основе импортной испанской кирасы и испанского шлема (дополненного японским назатыльником). Дословно такой доспех назвался в Японии «доспех южных варваров» иногда в комплекте с европейскими наплечниками, носимый с японскими частями доспехов. При этом, во избежание ржавчины, импортные части доспехов покрывали лаком (нередко цветным). Что любопытно, шлем одевался задом наперёд (назатыльник крепился японскими мастерами так, что после этого шлем можно было носить только задом наперёд, но зато гребень шлема оказывался спереди), а латное ожерелье одевалось не под (как обычно в Европе), а демонстративно на кирасу. Кроме оригинальных импортных доспехов, существовали также и подражания. Буквально «голубиная грудь» — доспех с выпуклым ребром жёсткости посередине груди, созданный под впечатлением испанских кирас, но на японский манер и в японском стиле. В отличие от испанских кирас, ребро жёсткости могло иметь дополнительное наклёпанное усиление, а сама кираса могла быть выполненной сегментной из полос. Обычно такой доспех носился в комплекте с японскими остроконечными шлемами, созданными под впечатлением испанских. Доспехи требовали постоянного ухода. Порванные ремни, поломанные пряжки, сорванные заклёпки немедленно заменялись. Повреждения креплений, не замеченные вовремя, делали доспехи практически бесполезными. Доспехи легко ржавели. А проржавевший доспех не защищал своего хозяина. В тоже время доспехи стоили огромных денег. Так что их внешний вид следовало поддерживать не только из соображений престижа. Доспехи постоянно обрабатывали пемзой и натирали оливковым маслом. В результате поверхность доспехов полировалась буквально до зеркального блеска. Но применялись и другие способы защиты доспехов от коррозии. Их лудили, наносили на латы смазку из жира и сажи. Применялись так же различные виды воронения, чернения или покраски. Нередко для защиты от царапин и влаги кирасу снаружи обтягивали кожей. Поверх лат также могла надеваться матерчатая куртка — “вапенрок”. Перевозились доспехи обернув тканью или переложив соломой в бочках или корзинах. Латные доспехи можно было надеть только с посторонней помощью. И носились они только поверх специальной одежды. Подобной той, которую одевали и под кольчугу (повторяться не буду, смотрите мой предыдущий пост). Первым одевали пластинчатую или кольчужную горжету, застегивающуюся ремешками с пряжками сзади или сбоку, и представлявшая из себя выполненный из пластин стоячий воротник. Облегающие кольчужные «шорты» привязывались к рейтузам ремешками. Затем одевали поножи, защищавшие голень. Далее следовали наколенники и набедренники, которые не только крепились ремнями к ноге, но и ещё подвязывались к верхней части чулок. Завершали защиту ног сабатоны - латный ботинки, Крепившиеся к наголеннику. Нагрудная и наспинная пластины кирасы застёгивались на правом боку с помощью ремней с пряжками. К кирасе подвешивался налядвянник. Которым прикрывалось сочленение с оплечьем. Оплечья и наручи скреплялись ремнями с пряжками и привязывались к рукавам камзола. Как правило наручи состояли из четырёх деталей: оплечья, наплечника, налокотника и непосредственно самого наруча. Последними одевали латные перчатки. Шпоры, шлем, щит и оружие довершали экипировку. Но так воина снаряжали для конного боя. Для пешего боя старались снизить вес доспеха. Обычно отказываясь от защиты ног. Ну и латы для современного рыцаря. Ностальгия / Оружие |