Десять лет назад четверо молодых людей изменили мир. Они сделали это не с помощью законов, оружия или денег, а с помощью программ: у них были радикальные, разрушительные идеи, которые они превратили в программный код, свободно опубликованный в интернете. Эти четверо, ни один из которых не закончил колледж, создали принципы цифровой медиа среды в которой мы сейчас находимся. Затем в сущности пропали.
В 1999 в Северо-восточном Университете первокурсник Shawn Fanning написал Napster, таким образом положив начало P2P обмену файлов и новой парадигме «всепоглощающей информации» без посредничества крупной студии или издателя. TIME и FORTUNE разместили его портрет на своих обложках.
В том же году норвежский подросток Jon Lech Johansen, совместно с двумя неизвестными программистами написал программу, которая взламывала защиту DVD, он стал известным под именем «DVD Jon.» Ему было 15. В 1997 Justin Frankel 18-ти летний хакер из Sedona, Ariz., написал бесплатный MP3 плеер, названый WinAmp, ставший обязательной программой для компьютеров с Windows, и помог революции цифровой музыки. За 18 месяцев после релиза 15 миллионов человек скачали его программу. 3 года спустя Frankel написал Gnutella, p2p протокол передачи файлов, децентрализованный, в отличие от Napster, следовательно он не мог быть отключен принудительно. Миллионы до сих пор им пользуются.
В 2001, Bram Cohen, 26 лет, написал p2p протокол передачи файлов, названный BitTorrent, представлявший новую элегантную архитектуру оптимизированную для передачи больших файлов.
BitTorrent стал стандартом передачи больших объемов информации через интернет.
В первой половине 2000-х, TIME взяло интервью у каждого программиста. В то время казалось, что они готовы разрушить весь развлекательный медиа-комплекс и начать цифровой апокалипсис, который сделает невозможным получение денег от продажи фильмов, музыки и ТВ передач.
Артисты и музыканты больше не смогут зарабатывать. А огромные развлекательные корпорации, Time Warner среди них, будут сровнены с землей. Пираты придут за корпоративной Америкой.
«Тем не менее» мы написали в 2003 «вы не можете заработать на информации там, где она бесплатна». И если бы апокалипсис наступил, Fanning, Johansen, Frankel и Cohen были бы его всадниками.
Apocalypse Not
Итак, апокалипсис не случился. Изменилась индустрия развлечений, сложнее и последовательнее, чем мы предполагали. Если вы хотите понять происходящее в цифровом мире сейчас, то история случившегося и того, что короли пиратов сделали с тех пор, очень поучительна,. Fanning, Johansen, Frankel и Cohen возглавляют маленькие, легальные фирмы в Силиконовой долине. Они все ушли из пиратского бизнеса – если когда-либо в нем были.
Fanning – единственный из четверых, кто решил не давать интервью, покинул media-apocalypse бизнес рано. В 2001, Napster был закрыт под натиском судебных исков, обвинявших сервис в нарушении авторских прав. И в 2002 Fanning основал новый сервис Snocap – его попытка сделать обмен файлов легальным. Совместно со звукозаписывающими компаниями, Snocap давал возможность потребителям расплатиться с музыкантом, чью работу он скачал.
Но к тому времени клиенты бесплатного обмена файлами распространялись хаотично, покупатели были заняты бесцельным набиванием музыкой жестких дисков. Они обменялись более чем 3 миллионами файлов лишь в августе 2001года. Заработать на этом обмене достоверно невозможно. Тяжело соревноваться с бесплатным. Fanning создал монстра, которого не смог победить.
Так что он перестал пытаться. Следующий проект Fanning`а – это социальная сеть для компьютерных игроков под названием Rupture, который он продал Electronic Arts в 2008 за 15 миллионов долларов – первая крупная зарплата. Его теперешний стартап, Path, запущенный в ноябре, — это сервис для обмена фото для iPhone.
А Napster? Он все еще существует.
Бренд был продан на аукционе после банкротства и перепродан снова, но так и не был восстановлен во что-то значимое. Сейчас он под крылом Best Buy пытается нагнать Itunes со слоганом «Больше чем музыкальный магазин».
The Pirate Who Wasn't
Как автор Gnutella, Justin Frankel был законным преемником Fanning'а. В отличие от него Justin извлек прибыль очень рано. В 1999 после того как WinAmp выстрелил, AOL купила плеер и компанию Frankel`я, Nullsoft, приблизительно за 100 миллионов долларов. Frankel стал работником AOL, к тому же очень богатым в свои 20 лет.
Это не было замечательным слиянием. Вместе с Nullsoft Frankel должен был писать лучшее программное обеспечение, которое он мог, и отдавать его в пустоту. В AOL торговля программным обеспечением губительно сказывалась на качестве продукта.
Frankel вспоминает: «То, над чем я работал, было похоже на: Мы хотим преуспеть в получении прибыли от этого продукта. Мы совершаем сделку с этими компаниями, поэтому продукт должен зарабатывать». «Но никого не волновало мнение пользователя».
Тем временем Frankel писал Gnutella в свободное время. Это было отличной задумкой: в отличие от Napster система полностью децентрализована, без главного сервера и без кнопки «ВЫКЛ», которую могли нажать юристы. Он выложил ее в интернет в марте 2000 с заметкой «Видите? AOL может делать хорошие вещи!» Но переизобретение Napster не заставило Frankel полюбить AOL, огромную интернет компанию, пытавшуюся воссоединиться с Time Warner, как раз во время судебного процесса над Napster. Он уволился в 2004.
Затем он вместо того, чтобы купаться в лучах славы его творений, просто ушел. Он больше не занимался Gnutellа и не пытался извлечь выгоду из этого проекта, даже спустя 10 лет LimeWire – самый популярный клиент сети Gnutella все еще имеет 50 миллионов пользователей. «Я написал Gnutella в доказательство, того, что это возможно. Давайте не будем извлекать из этого прибыль». Так что не имеет смысла делать что-либо с этим, это концепт».
Frankel, на днях переехав из Сан-Франциско в Нью-Йорк, теперь работает в своей компании Cockos, которая разрабатывает аудио пакет Reaper. Он постоянно совершенствует его, и очень тесно сотрудничает со своими покупателями, исчисляемыми десятками тысяч, а не миллионами. «Здесь не стоит задача постоянного роста и борьбы за имидж компании.
Я просто наслаждаюсь процессом и делаю то, что мне нравится». Он скорее всего никогда не скажет о себе как о самом опасном гике в мире, как это сделал Rolling Stone в 2004. «Я думаю, что пиратство не настолько опасно. В конце концов люди которые строят свои бизнес-модели на строгом контроле всего и вся получают дефектную модель. И я говорю, это как разработчик программ, где всегда есть определенный уровень пиратства» Gnutella давнишняя история для него.
«Цифровое пиратство: Оно ли разрушило музыкальную индустрию? Нет.
Должна ли музыкальная индустрия адаптироваться? Конечно, и многие скажут, что так будет только лучше. Вы должны заставить людей сконцентрироваться на качестве, маленьких группах и подобных вещах.»
«As far as the big business of hits and pop music, did that suffer?» he continues. He shrugs and laughs. «I hope so.»
Four-Eyed Monsters
Из четырех всадников апокалипсиса, Bram Cohen единственный, кто работает над тем же проектом, что и 10 лет назад. Он сооснователь и руководитель исследовательских работ над BitTorrent, респектабельная Сан-францисская фирма занимающаяся коммерческим приложением невероятно эффективной технологии распространения контента.
Это удивительная компания: легальный бизнес построенный на технологии, которая используется для нарушения авторских прав в крупных масштабах. Несмотря на пользовательскую базу около 80 миллионов пользователей, BitTorrent все еще функционирует как стартап. Относительно малая доля от общего контента, проходящего через BitTorrent легальна – около 11%. Еще меньшая доля от легальной приносит доход компании.
Как и Fanning с его Snocap, Cohen пытается перенести свое детище из мира пиратства в легальный мир и заработать немного денег. В 2007, во времена взрывного роста, BitTorrent заключило соглашение с 20th Century Fox, Paramount, Warner Bros. и MGM чтобы сформировать Torrent Entertainment Network (развлекательная торрент сеть), предлагающая для покупки и аренды фильмы, ТВ шоу и видео игры.
Как Fanning, Cohen понял, что вырваться из пиратского бизнеса сложнее, чем кажется на первый взгляд. «Это было ужасно», говорит Cohen. The Torrent Entertainment Network была закрыта в конце 2008. В ретроспективе видно почему это не сработало. Технология BitTorrent недостаточно дружелюбна к массовой аудитории и требует определенного уровня знаний. Она способна перемещать большие объемы информации очень быстро. Когда вы хотите получить прибыль, вам приходится замедлять скорость передачи, отслеживать и контролировать данные с помощью неуклюжей технологии DRM, ограничивающей в действиях конечного пользователя.
«Я получил хороший урок из той неудачи» — говорит Cohen с печалью. Теперь он сконцентрирован на работе с людьми, которые хотят то, что он предлагает: быстрое цифровое распространение. «Вместо того, чтобы идти к крупным держателям контента и платить им за привилегию выгодного использования нашего канала, мы просто берем самый толстый канал, что у нас есть и идем к заинтересованным людям»
Сейчас его компания работает с создателями инди фильма Four Eyed Monsters и авторами независимого ТВ шоу Pioneer One. Это разочаровывает: Cohen стоит у истоков невероятной технологии о которой каждый программист мечтает, а крупные игроки не воспринимают его всерьез.
Так зачем он старается? Как легенда среди программистов, Cohen мог бы легко устроиться на работу в большую корпорацию. Но это не его стиль. «Мне нужно немного свободы». Он сейчас работает над чем-то совершенно новым: p2p система основанная на потоковой передаче данных в реальном времени, вместо передачи по частям. У этого проекта громадный потенциал для распространения «живой» информации, такой как новости или спорт через интернет. Он все еще возглавляет BitTorrent, но уже не тратит много времени. «Я почти все сделал, когда выпустил первый релиз»
The Easy Way Out
Так что случилось за прошлый год c пиратским апокалипсисом? В США пиратство не стало настолько губительным для издателей, как все думали. Сообщение Управления общего учета США (U.S. Government Accountability Office ), выпущенное в апреле, не подтвердило строгой связи между пиратством и потерянной прибылью, тем не менее выводы были не убедительными.
Что поразительно, так это то, что «пиратские короли» были бы менее успешны в честном мире. Анархичный взгляд и прекрасный код не работают так, как вы хотите в расчетливом мире законной коммерции. Хороший код позволяет пользователю сделать выбор, но свободный в своем выборе пользователь не очень хорош для бизнеса. То, что вам действительно нужно, так это полный контроль, который позволяет пользователю сделать только то, что вы разрешите.
Еще одна причина по которой медиа апокалипсис никогда не случится: Steve Jobs. 28 апреля 2003, в тот же день, когда TIME опубликовала большой экскурс на тему взрывного роста совместного использования файлов, Apple запускает iTunes Music Store. В то время было сложно предположить, что iTunes будет успешным там, где Snoсap и остальные потерпели поражение. Потому что как можно соперничать с бесплатным?
Простой, привлекательный интерфейс, жесткая политика переговоров Jobs`а с музыкальными студиями, изящный сервис с помощью которого вы можете скачивать музыку без лишних хлопот принесли успех ITunes, несмотря на не безвозмездность и ограничения DRM.
Стало ясно, что можно легко соперничать с бесплатным. Napster, Gnutella и BitTorrent никогда не будут так дружелюбны к пользователю, как продукты Apple, а контент этих сетей перемешан с рекламой, , вирусами и мусором. Когда Jobs предоставил нам альтернативу, мы приняли ее. Свобода переоценена, особенно там, где есть цифровая продукция.
Fanning, Frankel Cohen и Jon Lech Johansen никогда не были пиратами в полной мере. Jon не хотел взломать защиту DVD для того чтобы смять Голливуд. Он сделал это потому, что хотел смотреть фильмы на своем компьютере, запущенном под Linux. Так как в 1999 году не было проигрывателя фильмов для его системы, то он и его партнеры решили сделать такой.
Когда Motion Picture Association of America разузнало об этом, последовала жалоба на Johansen в норвежское правительство. Далее был арест. Jon перенес два судебных разбирательства, и оба раза был оправдан. Взлом DVD, который вы купили, перестал быть не легальным.
Johansen неподдельно интересовался в вопросе обращения с приобретенной покупателями цифровой продукцией так же, как и, например, с книгой – неограниченное использование и безвозмездная передача другим. В 2005 Johansen переехал в Калифорнию, там он подверг реверс-инжинирингу (обратной разработке) FairPlay, DRM технологию Apple. Но затем он заметил насколько привлекательным был опыт пользования продукцией Apple и решил его перенести в более хаотичный мир не Apple продукции. «Мы увидели, что многие устройства могут работать намного лучше» «Так что мы начали делать систему позволяющую взаимодействовать им между собой»
Под «мы» Johansen имел ввиду его компанию doubleTwist, которую он соосновал в 2007. Программа doubleTwist бесплатна и является чем-то вроде Розеттского камня для цифровых медиа файлов: она может конвертировать, синхронизировать и систематизировать файлы между 500 различными устройствами и объединять их вместе в одном элегантном интерфейсе.
В июне doubleTwist представила приложение для платформы Android, около 500000 человек уже скачали его. В прошлом году doubleTwist удачно сострила, сделав рекламу с лозунгом: «Лекарство от iPhone зависимости. Ваша Itunes библиотека в любом устройстве. За считанные секунды». Реклама была размещена напротив магазина Apple.
Johansen отвергает любые попытки связать его с пиратством. «Я поддерживаю добросовестное использование(fair use), если вы легально приобрели контент, у вас полное право воспроизводить его на любом устройстве и использовать любое программное обеспечение.»
Для Johansen как и для других «пиратских королей» все это в первую очередь про написание хорошего кода и возможности, которые он дает людям. Вот настоящая причина, почему пиратский апокалипсис никогда не случится. Пиратам не нужно, чтобы фильмы и музыка были свободными в финансовом плане, они хотят настоящей свободы.
- +25
Просмотров: 2 727 | Категория:
Интересные фоторепортажи /
IT-технологии