Никто Вам не даст точного ответа, что это искусство или очередной необычный вид спорта? То что «живыми» пирамидами никого уже не удивишь, это понятно. Но недавно они стали настоящим национальным помешательством, гордостью Каталонии, традицией каждого города, и неотъемлемой частью национального колорита. И вправду, практически в каждом поселке, деревушке, а в городе и подавно, есть своя colla – группа кастальеров. Почти все испанские СМИ не оставляют без своего внимания такие мероприятия.
1. Этот необычный вид спорта сложился на основе muixeranga – народного танца каталонцев, который пришел к ним из Валенсии. Сельчане во время танца выделывали всякие разные фигуры под звуки народных инструментов, а когда музыка утихала, все танцующие участники выстраивались в “живую пирамиду”, правда тогда она не была столь высока. Но время не стоит на месте, народные танцы утратили свою прежнюю популярность, а вот живые геометрические фигуры, как раз наоборот. Вот так и зародилось это интересное испанское искусство.
2. У всех участников пирамиды есть определенная униформа, которая является не просто отличительным знаком – она несет стратегически важный смысл. Абсолютно каждый элемент экипировки участника несет определенную функциональную нагрузку. В костюме кастельера нет такой детали, которая была бы лишней, ведь от того правильно ли завязан пояс или бандана зависит жизнь и безопасность, как своя, так и товарища.
3. По традиции, у кастельера должны быть брюки только белого цвета. Те кто лезут на самый верх пирамиды, просто их закатывают до колена. С рукавами рубах делают так же. Интересен так же тот факт, что опытный строитель кончики воротника зажимает во рту, это делается для того, чтоб не сползала рубаха, и ноги, того кто стоит выше случайно не повредили шею или ключицу. Определить принадлежность к какой-либо colla можно по цвету рубах. Приоритетными считаются рубахи черного, оранжевого, желтого, зеленого, синего и красного цветов. И никакие цветочки, клеточки и полосочки не допускаются. На рубахе должен быть только нагрудный карман, с эмблемой группы и больше ничего.
4. Очень важной частью гардероба любого кастельера является черный, плотный, длинный пояс – faixa. Повязать его самому плотно вокруг поясницы просто не возможно, только при помощи товарища. Эта процедура является настолько важной, что даже имеет отдельное название – enfaixar-se. Одевается faixa без спешки и суеты. Туго и правильно повязанный пояс – это настоящий бандаж во время выступления, который защищает спину кастельера. Еще он служит для поднимающихся на верх кастальеров ступеньками. Те, кто стоит в основе пирамиды имеют самые длинные пояса, потому что они удерживают вес и основную нагрузку всего «строения».
5. Кастельерская бандана, которая называется mocador, также является необычным аксессуаром. Место, которое занимает кастальер в пирамиде напрямую зависит от того, как повязана его бандана. Если, бандана завязана поверх пояса кастальера, то перед вами “игла” башни или самый сильный человек в команде. Бандана – на ноге, это – верхотурщики, те, кто обитают на верхних этажах. Повязанная бандана для них – это, можно сказать, ступенька. Те у кого бандана повязана на голове, располагаются на нижнем ярусе. Под бандану они прячут волосы, чтоб пот не заливал глаза.
6. Это спортивное искусство не имеет никаких ограничений, здесь совсем не важно, какой ваш возраст, пол или политические предубеждения.
7. Кстати, детей кастельеры в свои ряды принимают с пребольшим удовольствием. Потому что помимо всяких детские конкурсов и фестивалей во время празднования, дети еще и принимают участие в построении башни. У них самая рискованная и сложная задача – залезать на самые их вершины и «завершать живую пирамиду».
8. Строительство башни традиционно начинается с выхода музыкантов, которые выходят на площадь первыми, играя известную мелодию “Toc d’entrada a plasa ” и под музыкальное сопровождение появляются кастальеры. Когда слышатся первые ноты “Toc del castell” необычное действо начинается. Cap de colla управляет действиями всей команды, он выбирает основу пирамиды – pinya, в народе таких людей называют “шишка”. Так же он назначает agulla или “иглу” пирамиды, обычно это самый сильный человек во всей команде. Кастальеры с нижних слоев пирамиды (baixos) окружают “шишку”. Именно от этих людей зависит устойчивость всей конструкции.
9. Внешняя часть «живой башни» может быть ну просто очень большой.
10. Первый ярус “ствола” возводится на “шишку”. Спортсмены сняв обувь выстраиваются на плечи друг друга, при этом сцепившись крепко руками. Следующие ряды строятся по этой же схеме. Дальше нельзя спешить, команде надо сосредоточившись, найти баланс и точку опоры, так как самая маленькая ошибка может привести к множественным травмам и тотально краху.
11. Самые молодые участники всегда занимают верхние слои пирамиды. “Ствол” завершается “плодом”, который состоит из трех частей. Два подростка – dosos , которые олицетворяют плодоножку, ребенок 8-9 лет – l’acetxador – являющийся неким мостиком и “цветок” – главное действующие лицо – самый маленький кастельер. Ради него и “росла” вся эта башня или “ствол”. Самая ответственная задача именно у “цветка”, потому что, забравшись на l’acetxador, он должен взмахнуть рукой на середине вершины пирамиды и сделать это очень четко. Такой жест означает долгожданный конец строительства. Потом он аккуратно слезает.
12. Но на этом феерия не заканчивается, ведь башню, то надо разобрать аккуратно и без потерь. И вот только тогда, когда последний участник ступает на землю, начинается настоящее празднование и веселье. Когда заканчивается пирамида, начинается народное гуляние.
13. Для того чтоб показать свое умение публике, кастельеры тренируются круглый год. Соревнования начинаются в праздник Святой Иулалии в марте.
14. Удивительно то, что «живые пирамиды» никогда не считались настоящими соревнованиями, несмотря на установленный регламент и жесткие правила.
15. Если Вы спросите каталонца, зачем они занимаются таким раскованным и опасным делом, то он ответит, что это их традиция, которая укрепляет их тело и дух и веру в единство.
- 0
Просмотров: 2 153 | Категория:
Интересные фоторепортажи