Каменный топор тлинклитов, Аляска.
Топору – если считать топором именно двусоставное орудие, рубящее лезвие, закрепленное перпендикулярно к рукояти, а не просто каменное рубило – где-то 30 тыщ лет. Соединение двух элементов было непростой инженерной задачей. Делать отверстия в камне в принципе умели, но подобный прием резко увеличивал толщину каменного "лезвия" и "угол заточки" и разом превращал предполагаемый топор в колун или молот, в лучшем случае "тесло", не разрубающее древесные волокна, а мозжащее их. Поэтому настоящий топор не насаживали на топорище, а, наоборот, вставляли в него и связывали их вместе жилами животных или полосками кожи.
Конструкция относительно хрупкая, поэтому как только люди научились ковать и плавить металлы, кое-где стали изготовлять медные... топорища, а "клинки" продолжали по старинке делать из камня, они были эффективнее – сколы кремня или обсидиана имеют чрезвычайную остроту, недоступную медной пластине. Однако металлическое острие было хоть и менее острым, зато и менее хрупким, чем каменное, а главное, "многоразовым" – лишний раз заточить медяшку гораздо проще, чем изготавливать новое каменное рубило и заново крепить его к рукояти. Эти соображения породили более "правильный" – металлический на деревянном топорище – топор. Поначалу такие изделия тупо копировали формой каменные аналоги (вверху):
Потихоньку металлическое лезвие стали делать более широким, а потом догадались ковать его из железной пластины, которую в горячем состоянии перегибали пополам, оставляя на месте сгиба отверстие-проушину – появилась возможность вставлять топорище в клинок, а не наоборот. Это позволяло экспериментировать с формой в зависимости от назначения конкретного топора и примерно тогда же – одновременно с распространением технологии – топор у разных народов прочно и надолго занял свое место среди видов холодного оружия в первую очередь как незаменимое средство для пробивания доспехов. В этом предмете соединились палица и клинок. А главное, топор был дешев и не требовал сложной технологии обработки железа – качества стали не играли такой роли, как при изготовлении мечей.
С этого момента можно долго рассказывать ( а точнее – написать толстую книгу) о его дальнейшей эволюции и классификации, порассуждать о преимуществах бердыша перед алебардой… но надо как-то себя ограничивать. Книги такие давно написаны, и выдержками из них набиты ресурсы, посвященные разного рода историческим реконструкциям.
Возьмем только одну линию развития – западноевропейский боевой одноручный топор. Судьба его занимательна.
Когда расширяющаяся Римская империя всерьез столкнулась с франкскими племенами, излюбленным оружием тех была знаменитая франциска:
Топорики эти уже имели совершенную, опробованную временем, форму и применялись как в ближнем бою – франкские воины были известны своим умением отсекать конечности и раскраивать черепа – так и в качестве своеобразной артиллерии. До того, как две армии сходились щит к щиту, врага поджидал полноценный залп. Вращающиеся топоры, врезаясь в ряды противника, разили и калечили, разбивали строй, оглушали ударами топорищ и обухов… римляне, со своей стороны, и сами не дураки были покидаться пилумами перед рукопашной. Это были такие своеобразные дротики… но не будем отвлекаться.
Франциска. Топор был символом франского воина. Он никогда не расставался с ним при жизни и с ним уходил в могилу — его клали на ноги покойника.
С развитием рыцарства (читай – совершенствованием и утяжелением доспехов) топор стал вторым оружием после меча. Формы его разнообразились. К XV веку основным типом европейского боевого топора стал одноручный топор практичной Г-образной формы на прямой, часто металлической рукояти. Вес его составлял в среднем 1,2 кг, а длина 80—90 см. На обухе находился шип-пробойник, крюк или чаще всего чекан.
Внизу: интересный тип топора – валашка – сложился в Карпатском регионе. Он имел очень небольшое лезвие длиной около 7 см и миниатюрный обух и служил как топором, так и тростью. Им можно манипулировать почти как палкой. Валашка была и оружием местных разбойников и, как и в других регионах, символом достоинства и богатства. Такие топоры часто инкрустировались, украшались резьбой и драгоценными металлами.
К XVI веку, с распространением огнестрельного оружия, боевой топор начинает вырождаться – становится почетным, парадным оружием или, того пуще, оснащается различными хитрыми приспособлениями вроде скрытого кинжала на пружине в рукояти, вылетающего при встряхивании. Венцом подобного изобретательства стал крикет – гибрид топора с пистолетом, дуло которого находилось в торце, у лезвия, а само топорище служило стволом и рукоятью.
Подобные мутанты широко распространились во второй половине XVI столетия, а к XVII веку боевой одноручный топор как оружие в западной Европе благополучно вымер, однако европейские кузнецы к тому времени нашли новый обширный рынок сбыта…
- +15
Просмотров: 6 377 | Категория:
Интересные фоторепортажи /
Выставки /
Ностальгия