|
Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
![]() 0+ ![]() На самом деле нам в Стране Рек к подобному не привыкать: "тот берег" за вечно стоящим в пробках мостом - такая же привычная часть российских городов, как замена трамвая маршруткой. Логистически Алаверди более всего напоминает Тутаев, стоящий на двух берегах Волги, но лишённый моста, и то, что преграда здесь сухая да поставленная ребром - это только выглядит непривычно. Два яруса Алаверди соединяет серпантин, начинающийся около центра, и по нему с 8 до 18 часов раз в полчаса ходит местный "паром" - забитая до отказа маршрутка: ![]() В тех странах, где горы привычнее равнин, скорее всего сам город рос бы вверх вдоль серпантина, с кварталами между его петель. Но градостроители Страны Великих Равнин даже здесь, посреди гор, решили строить на ровном. Тем более что ровные места тут правда есть: вырезав в хребтах Малого Кавказа изрядной глубины каньон, река Дебед оставила множество небольших, полностью изолированных друг от друга, но совершенно плоских "балконов", висящих в сотнях метров над дном. На эти "балконах" находилось место и полям, а потому испокон веков на них стояли древние армянские сёла - как Ахпат, Санаин или уже нам знакомый Одзун в перспективе долины: ![]() Дно каньона люди стали обживать лишь в конце 19 века, когда французские инвесторы заложили медные рудники (1887), а вдоль них прошла Тифлис-Карсская железная дорога (1899). Та попытка освоить местные руды была далеко не первой - основателями Алаверди считаются греки из горняцкого Гюмюшхане, приглашённые в 1770 году грузинским царём Ираклием II поднимать металлургию. Но лишь к середине ХХ века городу в щели каньона сделалось тесно. "Выход на плато" (простите!) начался в 1962 году, когда был принят очередной генплан Алаверди, а кульминацией его стал запуск в 1977 году канатной дороги - обе её станции я показывал в прошлой части, но стоит она уже 4-й год. ![]() Мы же покинули маршрутку, едва "выйдя на плато", да побрели вдоль него. Навстречу маршрутке откуда-то сверху прикатил вот такой агрегат, на классификацию которого моих познаний не хватает: ![]() Верхний Алаверди - это действительно "тот берег". Изнанка и без того не самого весёлого города, за постсоветскую эпоху ужавшегося почти вдвое, с 25 до 13 тысяч жителей. Если нижние районы тянут скорее на "депрессивный моногород" с тем особым мрачным духом 1990-х, когда враз оставшийся безработным народ не знает, как с этим жить, то в верхних районах больше от "города-призрака", как в Казахстане или на Северах - вплоть до глазниц пустых окон в многоэтажках: ![]() И кто-то держит во дворах кур, а на кадре выше можно заметить роющегося в помойке коня: ![]() Всё это особенно контрастирует с прогрессивной архитектурой последних лет Советского Союза: ![]() Центр Верхнего Алаверди - площадь у заброшенной гостиницы "Дебед": ![]() Среди нескольких "недо-центров" Алаверди она выполняет роль Театральной - внизу просто не нашлось бы ровного места для здоровенного ДК: ![]() Эта площадь - конечная остановка маршруток, и не удивлюсь, если с заходом Солнца их водители оборачиваются в таксистов - "паром" ходит только до 18 вечера, а частники берут с пассажиров, кажется, 2000 драм (около 300 рублей) за спуск и 2500 за подъём. Здесь же, однако, на одной из прилегающих к площади улиц, обнаружилось самое приличное в Алаверди кафе, причём с европейской кухней и совершенно не туристическое - при нас в нём исправно сиживали компании местной молодёжи: ![]() Что интересно, к краю "балкона" Санаинского плато можно подойти, фактически, лишь у верхней станции канатной дороги, а в основном вдоль крайней улицы тянется забор, за которым ещё сотня метров не застроенного пространства. Причём - явно разбитого на участки, где растёт, однако, в основном бурьян. Единственным исключением оказалась вот такая вот чудо-площадка с бесплатным вай-фаем на сгибе улицы: ![]() На цветах у которой вился толстый пушистый бражник - помнится, увидев такого впервые, в Киргизии в 2013 году, я принял его за колибри: ![]() Но в общем из мрачных кварталов Верхнего Алаалди (почему я его так называют - смотрите прошлую часть) откровенно приятно выйти на солнечные ветреные луга: ![]() Где пастораль всё равно... ![]() ...продолжает соседствовать с трэшем: ![]() Нынешний Санаин - это фактически шлейф частного сектора, тянущийся от многоэтажек Верхнего Алаверди выше по горам. Но в состав города он вошёл в позднесоветские времена, а как село был старше Алаверди минимум на тысячу лет. Более того, и древний монастырь - не единственная достопримечательность Санаина: среди сельских улиц внезапно возникает реактивный самолёт под бетонным навесом! И это вовсе не случайно МиГ-21 - из Санаина родом были братья Анастас и Артём Микояны, сыновья армянской крестьянки и работяги с медного завода: ![]() Младший из братьев Анушаван Микоян, позже в русских документах назвавшийся Артёмом, родился здесь в 1905 году, закончил два класса воскресной школы при Санаинском монастыре, а после смерти отца в 1918 году отправился к тётке в Тбилиси, тогдашний центр "белых" сил Закавказья. Но в Гражданской войне подросток не отметился, по окончании её отправился к старшему брату Анастасу в Ростов-на-Дону, и за полтора десятка лет, кружными путями через школы, заводы, воинские части и военно-воздушные академии, Москву, Иваново-Вознесенск, Орловщину и Харьков оказался на Авиазаводе №1 у Ходынского поля. Где накануне войны, вместе с Михаилом Гуревичем, сконструировал первый советский скоростной истребитель Микояна и Гуревича - впоследствии просто МиГ. Дальше, на Аллее Мигов в небе многострадальной Кореи уже весь мир познакомился с изобретением армянского инженера, да и для первых космонавтов творение Микояна стало предпоследней ступенькой перед творением Королёва. Юркий и хищный, геральдически треугольный МиГ стал одним из символов русского оружия, а крестьянский сын из Санаина, покинувший это село полуграмотным мальчишкой, внёс пожалуй известнейший армянский вклад в советские технологии. Ну а принятый на вооружение в 1959 году МиГ-21 был, как считается, любимым творением Микояна. Конкретно этот самолёт, впрочем, был выпущен уже после смерти конструктора - в 1975 году: ![]() За козырьком видна аллея, ещё один памятник и собственно здание музея. Анастас Микоян был старше Артёма на 10 лет, а жизнь прожил не менее головокружительную: учился в Тифлисской семинарии, воевал с турками в отрядах Андраника Озаняна, после тяжёлой болезни демобилизовался и продолжил духовную учёбу в Эчмидазине... да познакомился на том пути со Степаном Шаумяном и вскоре стал большевиком. В Бакинской коммуне он нажил прозвище "мусульманской коммунист", так как выступал за независимость Азербайджана в качестве коммунистической республики, а в туркменских песках, куда попал после падения коммуны, чудом избежал расстрела - 26 бакинских комиссаров были казнены по списку распределения продуктов, найденному в кармане у одного из них, и Микоян в этом списке не значился. В итоге бурная военная молодость сменилась карьерой партократа, в основном в сферах внешней торговли и пищевой промышленности, о чём напоминает теперь второй "микояновский" бренд - гигантский мясокомбинат в Москве. В этом есть какая-то ирония: Микоян был вегетарианцем, и даже "рыбные дни" в советских ресторанах внедрил он. Не без помощи брата, думается, выбился в люди Артём Микоян, ну а сам Анастас Ованнесович благополучно пересидел Ленина, Сталина и Хрущёва, организовывал реабилитацию депортированных чеченцев и ингушей, вёл переговоры с Кубой и Америкой в год Карибского кризиса, в 1963 году присутствовал на похоронах Джонна Кеннеди, а в 1965 году вышел на пенсию с должностипредседателя президиума Верховного Совета СССР (аналог президента в сверх-парламентских республиках). Прожив "от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича", Анастас Микоян умер в в 1978 году, на 8 лет позже младшего брата. ![]() Ну а в Санаине у Анастаса и Артёма осталась родня, в том числе средний брат Ерванд и двоюродная сестра Нушик. Последняя, конечно, судеб мира не вершила, но всё же дослужилась до директора местной школы и задалась целью создать в Санаине музей своих великих родичей. Первоначальные попытки организации дома-музея потерпели неудачу - дом Микоянов ещё стоит примерно в километре отсюда, но Ерванд Ованнесович категорически отказался его уступать, и там по сей день живут его потомки. Среди которых - и Айкуш Акбалян, нынешняя директорша музея, который Нушик Микоян всё-таки сумела организовать в 1982 году при школе. В саму экспозицию, где есть и крестьянские вещи из дома Ерванда Ованнесовича, и макет ледокола "Анастас Микоян", и знамя колхоза имени Микояна, мы так и не пошли. А вот в павильончике за ней - чёрный ЗиМ о 6 дверях, причём не Анастаса, а Артёма Микояна: ![]() Идём дальше. Н холмах вокруг села взгляды выхватывает древние часовни - Сурб-Карапет (11 века): ![]() И Сурб-Саркис (13 век) на остроконечной высокой скале: ![]() В однообразном частном секторе предместья появляются "дилижанского" вида здания - то ли дачи тифлисцев, то ли паломнические гостиницы: ![]() На маленькой площади в центре села - уютная чайная (где, впрочем, кроме чая ничего нет) и сувенирный базар. В проёмах за этими домами виднеется благородный древний камень и остроконечные купола: ![]() А среди сувениров - иконы, кресты, макеты храмов: ![]() Как и у любой армянской святыни масштабом выше районной, историю Санаина предания возводят в 4-й век, когда Григорий Просветитель крестил в Вагаршапате царя. Но достоверно обитель над Дебедом известна с 920-х годов, когда здесь обосновалась группа армянских монахов из Константинополя, изгнанных оттуда императором Романом I Лакапином. Из столицы они принесли богословские и научные знания на острие тогдашней человеческой мысли, и в таширской глуши их община превратилась в самый что ни на есть чемаран - то же греки называли академией. Особенно актуальной она стала на рубеже 10-11 веков, когда на стыке Армении с Грузией образовалось независимое Ташир-Дзорагетское царство, спорившее за господство в армянском мире со стольным Ани. Санаинский чемаран возглавил Григорий Магистрос из рода Пахлавуни - древней династии, корнями уходивший в Парфию, в один из её Семи великих домов Карен. И хотя Ташир-Дзорагетское, а с 1064 года Лорийское (после переноса столицы в Лориберд) царство пало в 1118 году, став одной из провинцией окрепшей Грузии, Санаинский чемаран просуществовал ещё несколько веков, повидал немало именитых преподавателей и покровителей (в первую очередь Закарянов), отстроился от нескольких разорений кочевниками и землетрясения в 1139, а зачах лишь после нашествия монголов, да и то не сразу. И в целом сохранил архитектурный облик своего расцвета: ![]() Лучший вид на Санаинский монастырь открывается не с его официальной территории, а из окрестных садов. Не знаю, как бы отнеслись хозяева, начни мы ломиться в калитку, но при попытке забраться в сад с территории монастыря (не зная, что сад уже частный) нам без малейших вопросов показали самый удобный подъём. По армянским меркам Санаин весьма велик, но главные его постройки стоят конгломератом - на фото это церковь Сурб-Аствацацин (934), или вернее её более молодой купол (1654), её "увеличенная копия" собор Сурб-Аменапркич (957-64) и Четырёхстолпный гавит (притвор) с характерным местным куполом в виде усечённого конуса: ![]() Надо заметить, уже на цифровых фотографиях и в чужих блогах Санаин можно увидеть полузаброшенным, с травой и кустами на облупившихся куполах. Но буквально считанные годы назад он был приведён в порядок, да при том как-то очень тактично, без малейшего привкуса новодельности. Вот лишь цифры на камнях напоминают, что облицовку ещё недавно снимали и увозили на реставрацию: ![]() А вот такой вид на обитель открывается от ворот - звонница 13 века, левее крупнейшее в Армении книгохранилище Магистроса Пахлавуни (1063), правее пара гавитов - Трёхнефный (1185) и Четырёхстолпный (1211): ![]() На первом ярусе колокольни был монастырский склад, второй служил часовней, на третьем под ярким окнами работали переписчики книг чемарана, и лишь над ними - собственно звонница, украшенная резьбой: ![]() Необычный для армянского зодчества Трёхнефный гавит церкви Сурб-Аствацацин (он же на вводном кадре) служил собственно чемараном, или вернее, его "поточной аудиторией". Бесчисленные духовные и научные надписи на стенах напоминают об исписанных вузовских партах: ![]() Чемарану же принадлежала узкая галерея, соединявшая гавит с книгохранилищем - построенная на рубеже 10-11 веков меж чуть более старыми церквями, она фактически представляет собой общий для них контрфорс, и как считается, помогла монастырю выстоять во время землетрясения 1139 года. Пол гавита же за века стал усыпальницей, и под хачкарами непосредственно в галерее покоится сам Григор Магистрос Пахлавуни: ![]() Как часто бывает в армянском зодчестве, церковка Сурб-Аствацацин (Богоматери), хоть и древнейшая постройка монастыря, совершенно меркнет на фоне своего гавита: ![]() Четырёхстолпный гавит же больше всего впечатляет куполом - не только снаружи, но и изнутри: за тысячу лет на нём отпечаталось Солнце! ![]() Хачкары на колоннах: ![]() И высокий каменный зал собора Сурб-Аменапркич (Спасителя), запомнившийся парой из хачкара и мемориальной доски у камней алтаря: ![]() Считается, что когда-то у санаинских храмов было не по-армянски пышное убранство, возможно привнесённое византийским происхождением их основателей, но всё это погибло в набегах кочевников и веках запустения. Остались только камни, и потому армяне предпочитали украшать свои церкви только тем, что нельзя сжечь или украсть: ![]() Покинув гавиты, обходим обитель мимо колокольни. Библиотеки 1000 лет назад были не чета нынешним, и хотя бы полтора десятка книг уже казались огромным собранием - ну а как эти книги выглядели, можно оценить в постах про армянскую историю и про ереванский Матенадаран. А это - здешний матенадаран, принадлежавший санаинскому чемарану: ![]() Основанный ещё Григором Магистросом и построенный на средства и под покровительством царевны Грануш, он считался крупнейшим в средневековой Армении: ![]() Изнутри здание весьма интересно технически: от улицы с её переменчивой погодой собственно книгохранилище отделял специальный шлюз с тяжёлыми дверями, которые старались не открывать одновременно. Манускрипты были разложены в десяток ниш-"шкафов", отличавшихся размером и формой и таким образом обеспечивавших в помещении оптимальную циркуляцию воздуха. И хотя книг внутри давно нет, там хранится церковная утварь и уцелевшие в обители предметы старины, поэтому здание большую часть времени заперто. Спрашивать, "как пройти в библиотеку", надо у смотрительницы, однако ключ она выдаёт только группам с гидами да паломникам. Нам же оставалось только любоваться на изящные детали и чуднУю фактуру камней: ![]() Тимпан с кадра выше, впрочем, принадлежал часовенке Сурб-Григор 11 века - одному из последних в Армении круглых храмов, измельчавшему потомку разрушенного землетрясением Звартноца. ![]() Здесь же - единственное место, с которого церковь Сурб-Аствацацин видна в полный рост, то есть не купол 17 века, а основание 930-х годов. Слева - уже нам знакомая галерея и могила Григора Магистроса: ![]() С другой стороны которой высится собор, отсюда выглядящий действительно огромным: ![]() Самое впечатляющее в нём - барельеф, на котором собор держат в руках цари Смбат II и Гурген I из династии Багратид. Смбат II правил всей Арменией в Ани, Гурген I в своём Гугарке положил начало местной династии Гургенидов (Кюрикидов) и основал в 986 году Ташир-Дзорагетское царство. Воевать с Ани пытался его сын Давид I Безземельный, а здесь запечатлены вассал и сюзерен, в чьих руках был общий храм христианской Армении. ![]() За храмами располагался некрополь, один из самых именитых во всей Армении. Вот эта плита, например, отмечает могилы Кюрикидов, то есть, на минуточку, царей! ![]() Следующим родом, писавшим историю Лори, были Закаряны - в конце 12 века братья Иванэ и Закарэ возглавили поход армяно-грузинского войска против мусульман, и дошли в нём аж до Алеппо, покорив по пути многие сельджукские, арабские и персидские города (например, Казвин). Вплоть до нашествия монголов они прервали тюркскую гегемонию в Передней Азии, и в первые десятилетия 13 века остались царями Восточной Армении, вассальными грузинским царям. Само собой, при таком раскладе их оплотом стала именно "Армяногрузия" Гугарк, лежавшее в её пределах бывшее Лорийское царство. Происходили Закаряны из крещённых курдов, и хотя армянами были по вероисповеданию (да и считали себя потомками Багратидв), в Грузии они известны как грузинский род Мхрдрзели, тем более немалая их часть перешли в халкидонизм (православие). Красивое и малопроизносимое грузинское слово восходит к прозвищу - Долгоплечие, а потому поздняя ветвь армянских Закарян на рубеже 18-19 веков интегрировалась в российское дворянство как Аргунтинские-Долгоруковы (Аргутян-Еркайнабазуки). И крестовых походов они уже не совершали, однако именно их землю в 1887 году взяли в концессию французские инвесторы, построившие нынешний Алаверди. Некрополь Аргутинских-Долгоруковых под раскидистым деревом напоминает скорее о русских усадьбах, и ему же принадлежит серая часовня справа: ![]() А вот часовня поодаль куда интереснее - это усыпальница самих Закарян. Вернее, Закарэ Закаряна и его потомков - Иванэ Закарян крестился в халкидонитстве, тем самым основав грузинскую ветвь Мхргрдзели, и его могила находится в соседнем монастыре Ахтала, куда мы ещё доберёмся. ![]() Вокруг Закаряновой усыпальницы стоят и другие часовни с характерной кладкой - красивым тёсанным камнем армяне лишь облицовывали свои храмы, а на самом деле главным стройматериалом средневековой Армении был "римский бетон", смешанный с бутовым камнем: ![]() Рядышком - руины церкви Сурб-Акоп и часовня Сурб-Арутюн: ![]() Вернее, часовней её называют условно - алтарь тут есть, и даже два: Воскресения (собственно "Арутюн") и Григора Тутеворди, настоятеля монастыря эпохи Закарянов. Последнему посвящён и роскошный хачкар, чуть ли не официально считающийся лучшим в Армении и как-то ездивший на выставки в Париж и Нью-Йорк. Но берегут его так, что с первыми дождями в октябре упаковали в плёнку: ![]() В руинах церкви Сурб-Акоп же нам повстречались двое весёлых реставраторов, сперва угостивших нас виноградом. Дальше разговор пошёл сам собой: к тому времени мы уже без трёх 40 дней колесили по Армении, и мне было, о чём расспросить знатоков её зодчества. Как и оказалось, и им меня тоже - ведь тремя месяцами ранее я был в Азербайджане, состояние армянского наследия в котором - для них тема больная и животрепещущая. Впрочем, тут я не принёс им хороших новостей... С развалин часовни мы переместились в ту самую чайную на площади перед монастырём, и хозяйка наливала нам четверым чай за счёт заведения. А напоследок реставраторы на своей машине отвезли нас в центр Верхнего Алаверди, к тому самому итальянскому кафе, о котором я писал в начале рассказа. ![]() Напоследок - вид на Санаин из соседнего Ахпата: ![]() Село с часовнями на скалах и монастырь посреди него: ![]() И вид из Санаина на Ахпат: ![]() На похожую обликом и судьбой, но как бы ни ещё более роскошную обитель: В теории, меж двух монастырей есть удобная тропа, путь по которой займёт 2-3 часа с отличными горными видами. Но мы с наступлением сумерек вернулись в город и к Ахпату поехали только с утра. Об этом - в следующей части. Автор VARANDEJ Не проверены / Красивые города, окресности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

























































