|
Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
![]() 0+ Он стоит почти у подножья высочайшей в Армении горы Арагац (4090), и именно так переводится название его области: "-цотн" в армянском языке - это суффикс подножья. Араготцну принадлежит и относительно далёкий Талин, но в первую очередь - россыпь древностей у каньона Касах-реки, в последнем пока ещё не показанном мной углу ближайших окрестностей Еревана. На следующие части я оставлю древний Ошакан и горную крепость Амберд, монастыри Сагмосаванк и Ованаванк над пропастью, а для начала погуляем по Аштараку - на фоне десятков малых городов Армении, в основном неухоженных и безликих, он один из самых симпатичных. ![]() Как и в Гарни, Эчмиадзин или Хор-Вирап, в Аштарак добрая половина дороги пролегает через микрорайоны ереванских окраин. Маршрутки туда отправляются с Центрального автовокзала "Киликия", причём - по расписанию, и едва ли не больше, чем в сам Аштарак, курсирует их в селения его марза. При этом Армения не была бы Арменией, если бы даже с 15 километров между городами было некуда свернуть: вот тут стрелка кажет на Егвард с парой весьма нетривиальных церквей Зоравар (661-84) и Сурб-Аствацацин (1301). Арагоцтн, между тем, оправдывает своё название - Арагац с его трёхвершинной короной будет привычным задним планом трёх ближайших постов. А в дни нашей поездки пол-Армении только и обсуждали, как туриста то ли из Польши, то ли из Латвии съел медведь по дороге к вершине: ![]() Аштарак стоит за глубоким каньоном, и главный въезд в город - по высокому мосту с заглавного кадра. Однако перед самым мостом ещё одна дорога уходит влево под прямым углом. Она ведёт Новому мосту 1950-х годов, ныне фактически ставшему старым, и в Гитаван - армянский наукоград напротив Аштарака, основанный в 1960 году при Институте физических исследований и НИИ Радиофизики и электроники. Институты, что удивительно, живы, причём при поддержке Франции, где тоже есть видные физики с фамилиями на -ян. На Гитаванской дороге знакомство с Аштараком удобнее всего начинать: ![]() Через зелёные предместья мы спустились на заросшие луга, за которыми обнаружилась "крепость", при ближайшем рассмотрении оказавшаяся заброшенным рестораном: ![]() Из загадочного круглого корпуса в середине.... ![]() ...вдруг радостно выскочило стадо коров, и я понял, что мы ровно там, куда Мгер телят не гонял: ![]() По лугам мы вышли к краю каньона, в общем-то для Армении абсолютно заурядного - похожее ущелье со столбчатыми стенами вклинивается даже в Ереван. И Касах, который вброд перейти можно, точно так же не соразмерен масштабам своего каньона: ![]() Через него перекинут трёхарочный мост (1664), который построил купец Григор Моцакенци на месте ещё более средневекового предшественника: ![]() Выше в склон красиво вписана старинная заброшенная баня: ![]() За обрывом видны куски крепостных стен - частью, как и на этом берегу, скорее новодельные: ![]() А частью (вот лишь на снимке я разглядел самолёт!) даже и вполне аутентичные. Об истории их я не знаю, увы, ничего. Нынешний Аштарак получил статус города лишь в 1963 году, но из села в город и обратно он превращался явно не раз и не два. Его название даже гугл-транслейт переводит как Башня, но иные усматривают в этом названии имя месопотамской богини Иштар, а стало быть основал город не иначе как мифический Айк, бежавший из Вавилона. В Аштараке есть храмы старше 1000 лет, но достоверно он известен лишь с 9 века. Средневековый Аштарак был крупным купеческим городом, но умудрился не засветиться ни в каких выдающихся событиях и потому остаться вне хроник. Известно только, что в 12-13 веках город основательно укрепили Закаряны, армянские цари грузинского происхождения и грузинские же вассалы, а последний расцвета Аштарака пришёлся на 17-й век. У стены хорошо заметны два яруса, и я рискну предположить, что нижний строился Закарянами, а верхний - в 17 столетии, то ли персами против турок, то ли турками против персов. Впрочем, кладка здесь даже не двух, а трёх видов, так что разные фрагменты могли построить и те, и другие, и третьи - например, эриваньский хан в 1810-х годах меж двух русско-персидских войн или же русские генералы, овладевшие этим плато. Куда как достовернее то, что разобрана крепость была местными жителями после 1864 года, когда её покинул русский гарнизон. ![]() Населяли Аштарак, однако, даже в те времена в основном армяне - в отличие от многих городов и весей Армении, он никогда не носил тюркского имени. В Российской империи Аштарак числился селом Эчмиадзинского уезда, но судя по сохранившимся зданиям того времени - вплотную подступал размером и благоустройством к городам. ![]() На кадре выше видны церкви Сурб-Маринэ (слева) и Кармравор, к которым ещё подойдём чуть позже. ![]() Как и к церкви Спитакавор, виднеющейся здесь справа на краю обрыва. В ущелье под обрывом стоит крупнейшая в Армении мельница Агумянов "Мухсонц", известная с 17 века, но в сохранившихся корпусах скорее предреволюционных времён. По разные стороны каньона виднеется пара высоток - слева жилой дом для физиков в Гитаване, справа - гостиница в Аштараке: ![]() Всего же через Касах в черте города перекинуто целых 4 моста - высокие автомобильные за спиной и за поворотом, старинный в низинке да ещё и пешеходный близ самого центра. Вдали, обратите внимание, виднеются градирни Армянской АЭС в Мецаморе - на Айраратской равнине это натурально третья доминанта после Арарата и Арагаца. ![]() Ну а мы всем этими видами любовались с естественной смотровой площадки у маленькой церкви Сурб-Саркис, красиво расположенной на фоне моста (1994-2003, 368м, высота 58м): ![]() Где-то церковь датируют 17-м, где-то - 19-м веком, но при ближайшем рассмотрении туф её облицовки слишком уж чист - ни хачкаров, ни надписей. На самом деле, хоть и на историческом месте, это новодел (1985), "первая ласточка" армянской Перестройки: ![]() По лестнице с кадра выше мы спустились на старый мост, по брусчатке которого и ныне исправно ездят машины: ![]() И побрели наверх вдоль увитых лозой домов и заборов. Аштарак - один из центров виноделия Армении, и виноград его садов сладок даже визуально. За лозой видны руины древних церквей - слева Спитаковор (Белая), справа Цирнавор (Абрикосовая в смысле "Оранжевая"). И да, право и лево в тексте я иногда путаю, но - не в этот раз! ![]() С другой стороны - баня. Можно подумать, что строилась она для мусульманского гарнизона аштаракской крепости, но армянская википедия пишет, что баню построил в ХХ веке (причём чуть ли не в советские времена!) местный житель Аршак Тер-Закоян наподобие городских бань Тифлиса. ![]() На дне Касахского ущелья растёт джуркотэм, который называют ещё "водным кресс-салатом" - говорят, в сезон народ ходит к речке с лавашом, чтобы заворачивать в него и есть эту травку. Но в верхних кварталах больше запоминаются карасы - огромные кувшины для вина: ![]() Да корзины для фруктов у чьего-то дома: ![]() А сами дома тут неясного возраста, но хотя бы частью, думается, дореволюционные: ![]() Более всего примечательны они ажурной резьбой балконов: ![]() ![]() Тот, что с кадра выше, украшает дом-музей Перча Прошяна - писателя 19 века, автора армянской "деревенской прозы". У входа - небольшой памятник и простенький указатель на крупнейшие музеи мира вроде Эрмитажа и Лувра: ![]() Удачно стилизованный под старину корпус с кадра выше был пристроен в 1990 году, но сам музей был учреждён в 1948 году в родном Прошяна. А учитывая, что родился писатель в 1837 году - не исключаю, что эти старые дома уцелели с дорусской эпохи: ![]() Тем более и россыпь их стоит вокруг трёх старинных церквей - Белой (Спитаковор), Оранжевой (Циранавор) и Красной (Кармиравор). Несоответствие названий реальному цвету нисколько не смущает авторов путеводителей и инфостендов, но всё же, видимо, озадачивало не меня одного. Так родился классический "адын очэн грустный лэгэнда!", от которого бы явно деловито потёр руки любой психопатолог. Якобы, когда-то три сестры влюбились в принца Саркиса (тем более Святой Саркис в Армении - это как в остальных странах Святой Валентин), и не в силах отобрать друг у друга счастье, по очереди бросились с этой скалы. В особо изощрённых вариациях старшая и средняя договорились пожертвовать жизнью, уступив дорогу младшей, но та почему-то этому совсем не обрадовалась и тоже кинулась в Касах. Саркис массовому самоубийству в свою честь не обрадовался тем более, ушёл в монастырь, и построил в память девственниц-самоубийц три церкви. Образ девушки в длинном платье, летящей вниз с утёса, преследовал его годами, а потому и названы храмы не по цветам своих стен, а по цветам предсмертных одеяний. На самом деле, конечно, это легенда чистой воды - ведь построены три храма были с разницей в сотни лет, а дальтонию названий, я уверен, породила ошибка в каком-нибудь реестре минкульта: ![]() К церкви Спитаковор (то есть, вероятно, настоящей Циранавор) можно пройти лабиринтом узких улочек. Построенная в 13 веке и отремонтированная, как гласит надпись на стене, в 1324 году неким Мкртичем, она из трёх церквей самая невзрачная. Зато от её апсиды, а лучше с заброшенного здания по соседству, открывается лучший вид на Касахский каньон, мост и церковь Сурб-Саркис. ![]() Рухнула оранжевая Белая церковь в 1679 году, после Гарнийского землетрясения, поломавшего и большую часть церквей в тогдашнем Ереване. ![]() Храм Циранавор почти напротив дома Прошяна - самый крупный из трёх и самый старый. Возможно, здесь было языческое святилище (не иначе как той самой богини Иштар), над которым уже в 301 году с Крещением Армении был поставлен христианский алтарь. Сама базилика возведена где-то в 5-6 веках, то есть неимоверно давно даже по армянским меркам. В конце 12 века Закаряны порядком перестроили церковь, превратив её в Покраберд - Малый Замок, по-европейски говоря Донжон, последний рубеж обороны. Да так качественно, что при мусульманах церковная функция из белой Оранжевой церкви ушла, а вот оборонительная осталась. Но как часто бывает в Армении, не враги разрушили храм, а всё то же Гарнийское землетрясение: ![]() Но даже без крыши, с травою сквозь пол, 1500-летняя базилика впечатляет своим размером и полным непониманием того, какой нынче век за стеной: ![]() С другой стороны от дома Прошяна, уже не у края обрыва, стоит и третья церковь Кармравор, то есть Красная. Она олицетворяет, видимо, младшую сестру, бросившуюся в пропасть последней, и в отличие от двух других церквей, хотя бы Красная вполне однозначно. Более того, она ещё и действующая, а потому имеет посвящение Сурб-Аствацацин (Богородицы). В Аштараке она за главную достопримечательность, и на церковном дворе мы обнаружили немаленькую группу немецких пенсионеров, а через дорогу от храмовых ворот - винный ресторанчик с ретро-драндулетом: ![]() Сами ворота отмечают хачкары, в том числе Цак-Кар (1268), Дырявый камень, якобы прозванный так из-за отверстия в пьедестале: ![]() Сама Красная церковка крестово-купольна и уютно-миниатюрна - самой маленькой церковью Армении считается храм Святого Саркиса в Бжни, но Кармравор в Аштараке не намного больше: ![]() На стенах её - целая сага, и это не случайно: Красная церковь чуть помоложе Абрикосовой, и всё же датируется 7-8 веками. ![]() Кармравор - единственная армянская церковь с черепичной крышей, и более того, черепица здесь сохранилась чуть ли не с тех же 7-8 веков! По крайней мере я не нашёл ещё ни одного источника, где было бы написано иначе: ![]() В маленький, немногим шире городской комнаты, зал ведёт резная дверь: ![]() В алтаре - полустёртые росписи, индийское покрывало (1798-99) от армян из Кулькутты и рукописное евангелие, подаренное в 1879 году знатным родом Шухянц. ![]() С 18 века по 1813 год при храме действовал монастырь, закрытием которого, вероятно, персы отыгрались на армянах за военное поражение от России. По некоторым предположениям, изначально Красная церковь была мавзолеем, и это логично, так как стоит она у края огромного кладбища. У апсиды побитый жизнью хачкар, и судя по отсутствию резьбы, которую армяне переняли у сельджуков, ему больше 1000 лет: ![]() Чьи-то надгробия: ![]() В том числе Геворка Эмина - поэта советской эпохи, рождённого в Первой Армянской республике и умершего в 1998 году: ![]() Четвёртая церковь Аштарака видна от Кармиравор - это храм Сурб-Маринэ, то есть Святой Марины. Так звали раннехристианскую мученицу из Антиохии, но только Папой Римский она сначала была признана персонажем апокрифов и деканонизирована, а позже возвращена в лик святых уже как Маргарита. В православии эти два имени тоже смешались, а вот в Армении и Грузии церкви Марины Антиохийской не редкость. В Аштараке этот храм могли назвать Сэвравор, то есть Чёрной церковью, и отождествить, например, с безутешной матерью дев-самоубийц, но к счастью - обошлось. Построена церковь была в разных источниках то ли в 1281, то ли в 1821 году, и остаётся лишь удивляться постоянству армянского зодчества, где 6 веков разброса дат не отличить "на глаз". Огромный гавит со звонницей уж точно не средневековый - его пристроили в 1836 уже под Россией: ![]() Но в общем после трёх других церквей Сурб-Маринэ совсем не впечатляет, и более запоминаются тенями ограды, падающими на тротуар: ![]() Отсюда мы побрели к главной площади, с Кармравор и Сурб-Маринэ образующей равносторонний треугольник. По дороге от церкви Святой Марины запомнилось какое-то стильное здание, судя по плакату над крыльцом - школа: ![]() У края площади - внушительных размеров дореволюционный дом, вероятно (в армянской википедии есть его описание, но нет фото и местоположение указано очень приблизительно) принадлежавший местному богачу Габриэлю Вардазаряну. И больше тонкой каменной резьбы да совсем не сельского размера в нём удивляет "ломанный" фасад: ![]() На другой стороне - сталинский ДК с памятником Нерсесу V Аштаракскому, Католикосу всех армян в 1843-57 годах: ![]() Впрочем, ключевую роль в истории он сыграл ещё будучи архиеписком в Тифлисе. Среди иерархов Армянской Апостольской церкви он был главным сторонником отвоевания Восточной Армении Россией у Персии. Вторжение шахских войн в 1826 году открыло его звёздный час - Нерсес V благословлял армян на восстания и формирования ополчений, а в апреле 1827 года, в ходе контрнаступления русской армии вглубь Эриваньского ханства, прибыл в священный Эчмиадзин. Но сама Эривань, мощнейшая персо-тюркская крепость, держала удар, а к лету подкрепление персидской армии вместе с войском Эриваньского хана сами осадили Эчмиадзинскую обитель. К тому времени она представляла собой полноценную крепость с русским комендантом, и из под Аштарака на помощь осаждённым двинулся отряд Афанасия Красовского. Пройдя за день около сорока километров по страшной жаре, под непрерывным огнём и фланговыми атаками имевших 10-кратное численное превосходство персов, отряд понёс самые тяжёлые потери за всю историю русско-персидских войск (около 1200 человек), но таки спас Эчмиадзин, позволив ему продерджаться до прибытия основных сил Ивана Паскевича, вскоре ставшего Паскевичем-Эриваньским. Ну а дальше, как уже не раз говорилось, Россия развернула кампанию репатриации армян, и если от империи этот проект курировал Александр Грибоедов, то от армянского народа - Нерсес из Аштарака, и более того, именно на 1840-50-е годы, когда он был католикосом, пришёлся пик репатриации армян. Ближе к Эчмиадзину стоит 25-метровый обелиск (1834) в память об Аштаракской битве. Площадь Нарсеса Аштаракского с той стороны, в которую уходил отряд Красовского, украшает весьма загадочная инсталляция: ![]() В сторону Эчмиадзина с площади ведёт пара улиц. Правая, мимо сталинского здания администрации области Арагацотн, за городом переходит в дорогу на Ошакан: ![]() Левая спускается к мосту в Гитаван, и примечательна небанальным, тем более для райцентра, советскими домами: ![]() И в целом, мой рассказ об Аштараке не то чтобы полный - ещё здесь есть, например, нетиповой монумент Победы, сооружённый на роднике, или прилегающая к центру Музейная улица, из 4 домов-музеев на которой, впрочем, ныне действует лишь один - советского биолога Норайра Сисакяна. Да и Новый мост (1956, хотя относительно показанного в начале поста он уже Старый) с роскошной бетонной аркой безусловно заслуживал отдельного кадра, но я только проехал по нему, а "в профиль" так и не увидел. В следующих двух частях расскажу об окрестностях Аштарака, и для начала направимся на запад - в Ошакан и Амберд. Автор VARANDEJ Не проверены / Красивые города, окресности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||





















































