Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Что такое кузов «ют» и почему он так популярен в Австралии (17 фото)
0+ Первые пикапы на базе легковых автомобилей появились в США в самом начале ХХ века — пионером в этом плане считается машина Oldsmobile, выпущенная в 1903 году. Массовым же явление стало после того, как Генри Форд поставил автомобили на конвейер — хотя у «Жестянки Лиззи» (то есть Ford Model T) была скудная линейка цветовых решений, кузовов хватало на любой вкус и кошелек: двух- и четырехдверные седаны, кабриолеты… И, конечно же, пикапы. Превращение Model T в пикап осуществлялось за счет удаления заднего ряда сидений и установки на его месте грузовой платформы. Собственно, эта формула использовалась и для создания «ютов» вплоть до недавнего времени. Этимология слова «ют» (англ. — ute) предельно проста: емкое словцо происходит от «утилитарности» (англ. — utility) и используется австралийцами для обозначения заднеприводного пикапа, построенного на шасси легкового автомобиля. Точнее, использовалось лет 5 назад — сейчас под «ютами» в Австралии подразумеваются вообще все некоммерческие пикапы. Причин искажения оригинального значения две: во-первых, рынок заполонили пикапы на базе внедорожников — ох уж эта глобализация, — а, во-вторых, традиционные «юты» исчезли из дилерских центров. Извините за такой спойлер в самом начале материала. Иронично, что те машины, которые австралийцы называли «ютами», раньше появились и в США, и даже в СССР — речь идет о Ford Model A Pick-Up и его брате-близнеце ГАЗ-4. В отличие от Model T, у Model A грузовой отсек более элегантно перетекал в кабину, поэтому машина выглядела гармоничнее и не настолько утилитарно. Что касается ГАЗ-4, то его выпуск был налажен на Горьковском автозаводе в период с 1933 по 1937 год. За это время было выпущено около 10 тысяч подобных машин с грузоподъемностью в полтонны. Ну а в самой Австралии, если верить местной легенде, юты появились в 1934 году. Жена одного фермера из Джиппсленда в 1933 году написала письмо в Ford Australia примерно следующего содержания — мол, наша семья не может позволить себе приобрести две машины, поэтому не могли бы вы построить автомобиль, «на котором можно ездить в церковь по воскресеньям, а по понедельникам отвозить свиней на рынок». Письмо не осталось без ответа — 22-летний инженер Льюис Брандт, работающий на заводе Ford Geelong, пообещал, что найдет решение. За основу Брандт взял купе 1933 года и модифицировал его, удлинив боковые панели кузова, начинающиеся от задних стоек, а также усилив структуру кузова и заднюю подвеску. Так в 1934-м был рожден Ford Coupe Utility и в том же году началось его серийное производство. Длина багажного отсека первого официального юта составила 165 сантиметров, а грузоподъемность — внушительные 550 килограммов. Машина моментально обрела коммерческий успех, который не остался незамеченным даже на исторической родине — когда Генри Форд узнал о новинке, он сообщил своим подчиненным, что Америке тоже нужен автомобиль, похожий на «австралийского погонщика кенгуру» (так он называл Coupe Utility). Хотя идея юта не была такой уж новой — множественные кузовные ателье в США и Австралии делали подобные машины и ранее. Но именно с появлением Ford Coupe Utility формат обрел промышленные масштабы. То ли разведка сработала, то ли внутреннее чутье инженеров General Motors, но Coupe Utility в гордом одиночестве пребывал недолго — в сентябре 1934-го, два месяца спустя после премьеры нового Форда, в Австралии представили GM-Holden Bedford (на фото). Суть та же (купе или родстер в форме пикапа), просто от другого автогиганта. Это была точка невозврата — в ближайшие три года пикапомания захватила и Австралию, и США. Некоторые из ютов были достаточно экзотическими — например, Terraplane Utility Coupe умел убедительно маскироваться под настоящее купе. В послевоенное время в мире ютов произошло два важных события. Во-первых, в 1951 году появился пикап Holden 50-2106, который был создан на базе полностью австралийского седана 48-215. Таким образом, именно в 1951 году появился полностью «домашний» ют. Во-вторых, легковые пикапы, с подачи Ford Ranchero, окончательно порывают с эстетикой грузовиков и становятся элегантными и стремительными. Что взвинчивает их популярность в Америке до небес… Уже к середине 60-х свои юты есть у всей «Большой американской троицы»: у Ford — Ranchero, у Chevrolet — El Camino, у Chrysler — Valiant. Причем у большинства из них были спортивные модификации. Например, Ranchero Cobra Jet оснащался 7-литровым V8 мощностью более 400 лошадиных сил, поэтому до «сотни» такой грузовичок ускорялся очень бодро, в районе 6 секунд. Однако век американских ютов оказался недолгим — сначала им под дых дал топливный кризис, а после добили более дешевые пикапы из Японии. Лишь старомодные пикапы на базе внедорожников продавались хорошо — эту карту японцам было трудно крыть. Поэтому уже к концу 80-х легковые пикапы полностью исчезли из Штатов за неимением спроса. В Австралии, однако, дела обстояли иначе – Холдены продавались вопреки всем бедам… и, возможно, даже здравому смыслу – свиней в этих машинах уже на рынок давно никто не возил. Продажи особо не проседали, а сами юты перестали быть «просто машинами» — они стали изюминкой автомобильной истории Австралии, культовым явлением. Для них стали предлагать множество тюнинга, проводить специализированные фестивали (Deni Ute Muster)… Этот феномен до сих пор трудно объяснить — вряд ли дело лишь в особенностях географии и климата «перевернутого» континента. Говорить об австралийских ютах в мировых масштабах начали в 1990-х, когда у модели Holden Ute начали появляться спортивные модификации. Хотя в основе тогдашних Ute лежала платформа GM V (то есть Ute является ближайшим родственником Opel Omega), стараниями спорт-подразделения Holden Special Vehicles (HSV) неказистые пикапы превращались в настоящие спорткары. А разве могло быть иначе, когда под капотом оказывался пяти- и более «литровый» V8 серии LS? С мощностями от 295 сил и выше HSV Maloo — именно так назывались спортверсии — без труда разгонялись до 100 километров в час в пределах 6 секунд. С 2001 года на трассах Австралии и Новой Зеландии начинают проводить чемпионат V8 Ute Racing Series — серия поддержки чемпионата V8 Supercars, проводимая на пикапах. 32 машины, два производителя, один чемпион по итогам года — все плюс-минус как у всех. По итогам жизни серии счет у Holden с Ford (а соревновались модели SS Ute и Falcon соответственно) составил 10:7 — в 2017 году серия была закрыта ввиду умерщвления классических ютов как таковых. Но до того, как мы подойдем к самой печальной части, хотелось бы вспомнить год 2006-й — тогда, 25 мая, пилот Марк Скайф на испытательном полигоне Вумера разогнал HSV Maloo R8 (на фото) до 271,44 километра в час, тем самым установив мировой рекорд скорости для пикапов. Соответствующее достижение было занесено в книгу рекордов Гиннеса. «Лебединой песней» классических ютов стал HSV GTSR Maloo, выпущенный в 2017 году. Компрессорный двигатель GM LSA мощностью 591 сил, механическая коробка передач, задний привод, разгон до 100 километров в час за 4 секунды и максимальная скорость почти 320 километров в час — GTSR был настоящим суперкаром, упакованным в оболочку трудяги. Если на таком везти свиней на рынок, то они на полпути превратятся в бекон. А церкви на таком автомобиле вообще надо объезжать десятой дорогой. Причины, по которой мы больше никогда не увидим заряженные австралийские пикапы, банальны донельзя – деньги. Создание новой заднеприводной платформы и Ford, и GM влетит в копеечку, а отбить эти деньги юты никогда не смогут — даже если им компанию составят заднеприводные седаны на той же «тележке». Плюс, спрос на легковые пикапы падал от года к году, поэтому в 2016 году было прекращено производство Ford Falcon Ute, а годом позже — Holden Ute. С Holden вообще все печально: у марки не осталось ни одной своей модели — сплошь перелицованные Chevrolet и Opel. Но о наследии марки мы точно не можем отзываться плохо — как минимум юты у них были крутыми… …Но будут ли дальше? На фото — ют обыкновенный, современный. Многим известный как Chevrolet Colorado. Но в Австралии это HSV Colorado Sports Cat R. Под капотом — 2,8-литровый турбодизель Duramax, раздающий тягу на обе оси. Грустно, правда? Не проверены / Интересное, Репортажи |