|
Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
![]() 0+ Место гибели «Адмирала Нахимова». ![]() Но сначала — предыстория. В последний вечер лета круизный теплоход «Адмирал Нахимов», отошел от причала Новороссийска в сторону Сочи. Это была последняя навигация корабля, он, построенный в 1925 году, устарел и должен был отправиться на списание. Круиз на теплоходе считался престижным. Достать путевку на его борт было очень сложно. Стоимость недельного круиза, в зависимости от класса каюты, начиналась со 150 рублей — месячной зарплаты инженера или рабочего высшей квалификации. Ходил слух, что дефицитную путевку на злополучный рейс предложили Льву Лещенко, но тот отказался из-за большой занятности на гастролях в Сочи. Говорили, что престижный тур на трагический рейс предложили и малоизвестному тогда Борису Моисееву. Он был другом семьи Аллы Пугачевой, певица часто оставляла на его попечение дочь Кристину Орбакайте — тогда еще подростка. Моисеев позвонил Пугачевой, чтобы получить ее разрешение на это путешествие с Кристиной, но та запретила даже думать о круизе. ![]() На причале №15. ![]() А ведь об отдыхе на «Адмирале Нахимове» ходили самые восторженные отзывы: пассажиров поражало дорогое убранство лайнера. И каждый день тура был праздником с дискотеками, купанием в бассейне, солнечными ваннами в открытом море. В барах и ресторанах пассажиров поражал широчайший ассортимент спиртного, с которым партийные бонзы в то время вели непримиримую борьбу на суше. ![]() Корабль «Пётр Васев» в новороссийском порту. ![]() В последний день лета дул легкий ветерок. Выход лайнера задерживался, более тысячи пассажиров ждали какую-то важную персону. Через 10 минут после назначенного времени отхода по расписанию лайнер еще стоял — на борт с семьей поднимался начальник УКГБ по Одесской области генерал-майор Крикунов. Потом многие спасенные пассажиры поставили чекисту это опоздание в вину. Мол, если бы не его опоздание, никакой трагедии час спустя не было. Но теперь уже это никому не дано узнать. ![]() Сухогруз «Пётр Васев». ![]() В Цемесской бухте, ширина входа в которую — 9 километров, предстояло разойтись только двум кораблям. Задача казалась несложной даже для малоопытного капитана. Навстречу выходившему «Адмиралу Нахимову» в бухту входил сухогруз «Петр Васев», шедший из Канады с грузом ячменя. Современный корабль, построенный в 1981 году, отличался высокой прочностью. Его подводная часть была оснащена мощным бульбом. Так называется специальный выступ в носовой части, ниже ватерлинии. Он позволяет кораблю идти быстрее и легче. Но в ту ночь бульб сработал как огромный таран. ![]() Опознание погибших. ![]() Впоследствии следствие придет к выводу, что капитаны обоих кораблей проявили преступную халатность. Один не согласовал с другим, как корабли будут расходиться, другой слишком поздно стал уступать дорогу... Но тогда люди на палубе видели только, как на них на большой скорости надвигается огромный черный сухогруз. Врезавшись в правый борт лайнера, тем самым бульбом «Петр Васев» буквально распорол теплоход. Шестипалубный «Нахимов» затонул за 8 минут в 4 километрах от берега. Из 1243 человек, бывших на борту теплохода, погибли 423. Затем специалисты подсчитают, что не хватило 6 секунд, чтобы корабли разошлись. ![]() Гейдар Алиев в Новороссийске. ![]() В Новороссийск я прилетел на следующий день. Город был тих. В ресторанах и кафе не звучала музыка, горожане говорили шепотом, делясь последними новостями о трагедии. Официально траур не был объявлен, а Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, будучи в поездке по Краснодарскому краю, не нашел времени, чтобы заехать в Новороссийск и выразить соболезнование родственникам погибших. ![]() Документы погибших пассажиров, поднятые со дна Черного моря. ![]() Но уже заработал «конвейер смерти» — на Новороссийский судоремонтный завод поступил первый спецзаказ на 150 цинковых гробов. Спасенных людей размещали в больницах и гостиницах. Каждый из них проходил регистрацию. Однако у многих спасенных в море оставались родные и близкие, дети. Стеклянная стена морского вокзала превратилась с «стену плача»: несчастные люди прижимались к ней, устремив свои взгляды в море, где затонул «Адмирал Нахимов». ![]() Во время опознания погибших. ![]() До сих пор 15 причал Новороссийского порта называют «похоронным». Именно здесь стояли 5 вагонов-рефрижераторов, куда складывали тела погибших. Этот была трагедия сотен советских семей. Всех утопленников, прежде чем доставить на 15 причал, фотографировали, описывали одежду и украшения, по которым их можно было потом опознать. Мародерства не было. Ущерб возмещался автоматически — так распорядилось могущественное Политбюро ЦК КПСС. Правительственную комиссию по расследования причин трагедии возглавил тогда Гейдар Алиев. ![]() Фотографии погибших собирали в специальные альбомы, которые показывали родственникам. Так проходило опознание. В этом зале остро пахло лекарствами, иногда раздавался глухой стук падающего тела, родственники погибших не выдерживали нервного напряжения. То здесь, то там к потерявшим сознание родственникам бежали врачи. ![]() Такое мне приходилось снимать впервые. Снимать было очень трудно — слезы застилали глаза. Неожиданно в зал вошел маленький человек в больший очках, в окружении безликих людей в пиджаках, напоминающий председателя парткома из колхоза. Но говорят, что «начальство надо знать в лицо». Увидев меня с фотоаппаратом, он, брызгая слюной, громко закричал, размахивая руками: «Кто такой? Журналист? У людей здесь горе! А вы им тычете в лицо своей камерой. Вон отсюда!». ![]() Тогда, будучи во взвинченном состоянии, я огрызнулся. Два милиционера вывели меня на улицу. Только там я узнал, что послал в «дальний путь» самого Ивана Кузьмича Полозкова, члена ЦК КПСС, первого секретаря Краснодарского обкома партии. Если бы я знал... Мог бы ради дела и утереться от плевка партийного бонзы. Уже было понятно, что в Москву пойдет «телега», я как минимум «положу на стол» партбилет. Сотрудники Новороссийского горкома партии тут же купили мне билет на самолет до Москвы. Бог с ним с билетом, но никаких снимков об этой трагедии могло больше не быть. ![]() Гейдар Алиев и члены правительственной комиссии. Вечером до отлета я пошел во Дворец моряков, где возглавивший специальную правительственную комиссию Гейдар Алиев — тогда он был членом Политбюро ЦК КПСС. Он встречался с родственниками погибших на «Адмирале Нахимове». ![]() Место гибели «Адмирала Нахимова». Увидев меня в зале, Полозков, показывая мою сторону пальцем, стал жаловаться Алиеву. И тут Алиев произнес слова, от которых Полозков буквально съежился: «Иван Кузьмич, я считаю, что корреспонденты обязаны рассказать советскому народу, в какое горе обходится преступная халатность! Чем я могу помочь журналистам?». Через весь зал я закричал: «Товарищ член Политбюро, нужны вертолет, катер к месту катастрофы, машина. Надо показать, как работают водолазы. И главное, надо решить вопрос с цензурой! Иначе они все зарубят!». Алиев кивнул головой, и громко сказал своим помощникам: «Помогите журналистам! От моего имени! Решите вопрос с цензурой». Член Политбюро сдержал свое слово. Те же чиновники, готовившие депортацию в Москву, помогли во всем, исполнив все то, что сказал Алиев. Вскоре я отправил в редакцию пленки. Отправил в багажном отсеке самолета, который вез цинковые гробы с погибшими. ![]() Работа водолазов. А затем был тяжелый разговор с водолазами на спасательном судне «Гепард». Они ежедневно, по несколько раз в сутки, спускались к затонувшему «Адмиралу Нахимову», и за каждую «ходку» находили по 10-15 трупов. Тела вытаскивали через вырезанные отсеки в бортах. Работать внутри корабля было страшно. Повсюду плавала мебель, коридоры, особенно на выходах на верхнюю палубу, были завалены десятками погибших. Заклинившие двери в каюты приходилось вскрывать ломами. Один из водолазов вспоминал, как увидел в затопленной каюте мертвого матроса, у которого сильное подводное течение «дирижировало» руками, словно предупреждая водолазов, что здесь очень опасно. У водолазов не выдерживала психика: за первые 18 дней они подняли на поверхность более 280 тел. Семья опаздывавшего чекиста тоже была в списке погибших. Их обнаружили в каюте. Тело самого генерала КГБ Крикунова, в спортивном костюме, с малолетним внуком на руках, водолазы нашли под трапом, ведущим на верхнюю палубу. ![]() Водолазы после погружения. Поднять тогда удалось не всех. Работы внутри затонувшего судна становились невероятно опасными. После гибели двух водолазов дальнейшие поиски прекратились. 64 четыре пассажира остались в братской могиле на морском дне. Пароход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 метров в Цемесской бухте. Многие из этих фотографий публикуются впервые. В благодарность тем, кто спасал людей из воды, тем, кто, рискуя жизнью, доставал из корабля погибших, чтобы с ними могли попрощаться родственники. В вечную память о тех, кто погиб тогда в Цемесской бухте. Не проверены / Ностальгия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

























