Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Дофамин и дофаминовый сбой (5 фото)
Дофамин - «гормон удовольствия», вырабатываемый в качестве одного из важных элементов так называемой «системы вознаграждения» мозга. С научной точки зрения дофамин является нейромедиатором, то есть передает нервный импульс от клетки к клетке. Но его не зря называют «медиатором достижений» - его выработка происходит, когда у нас что-то получается и мы достигаем желаемого результата, будь то решение задачи, выполнение работы и т.п. 0+ Дофамин и мотивация Чувство удовольствия и удовлетворения вызывается дофамином, что делает его одним из важнейших факторов мотивации и обучения. Если вы помните, какое удовлетворение испытали при выполнении какой-то работы, то вы и в будущем будете охотно за нее браться; если же вероятность успеха минимальна, то дофамин не сработает – на основании предшествующего опыта вы оцениваете успех как маловероятный, так как в прошлый раз не получили дофаминового подкрепления из-за отсутствия успеха. Наш мозг вполне способен спрогнозировать, когда он получит дофаминовую награду, а когда нет, и в случае потенциальной неудачи он просто не станет активировать соответствующие системы, раз отсутствует вероятность получения дофамина. Дофаминовый сбой Дофамин не зря считают одним из мощнейших медиаторов мотивации. Именно от него во многом зависит стремление человека к выполнению какого-либо дела и даже самого желания браться за него. Можно составлять грандиозные планы на следующий день/неделю/месяц – и в итоге ничего из задуманного не сделать. Вроде бы и самочувствие нормальное, но никак не удается заставить себя взяться. Если такая ситуация стала для вас привычной, то, возможно, это дофаминовый сбой. Например, вы запланировали на выходные переделать много дел, но никак не можете начать, а то, что делаете, делаете через силу. Соответственно и результат неважный, а куча работы вообще не переделана и переносится на следующий раз. Ну и какое же удовлетворение ( = дофамин) вы от этого получите? Какой бы ни была мотивация, в следующий раз все, скорее всего, повторится, так как дофаминовая система знает, что усилие бесполезное. Своего рода замкнутый круг, правда? А начинается он в далеком детстве, еще в детсадовские времена, когда вечно спешащая мама сама одевает вполне самостоятельного шестилетнего ребенка, или, когда у него отбирают пылесос, хотя он может (а главное, хочет) помочь. Результат тут не столь важен (подумаешь, потом пропылесосите как следует) - важно стремление. Так что нечего потом жаловаться, что ваш 15-летний оболтус не хочет помогать, сами отбили у него стимулы, в том числе и дофамин. Кнут и пряник – что эффективнее? Как ни парадоксально, разговор о дофамине поневоле привел нас к вопросам нашего менталитета. У нас чаще используют не похвалу, а критику, из-за чего стимуляция получается не позитивной, а негативной. Сделал хорошо – ну и ладно, так и должно быть, хвалить не за что; а вот если сделал плохо – получишь по полной программе. В психологии есть такое понятие – паттерн, под которым понимают устойчивую модель поведения. У «нашего человека» формируется мотивировочный паттерн, нацеленный не на получение положительного результата (все равно никто не похвалит), а на то, чтобы избежать негативной оценки и наказания. В реальной жизни это проявляется в стремлении не высовываться, меньше попадаться на глаза шефу/боссу/начальству и выполнять лишь требуемый минимум. Так о какой эффективности рабочей силы можно говорить? Без правильно сформированного механизма мотивации у человека не будет перспектив в будущем, а формируются эти механизмы от 2 до 5 лет. Это вовсе не означает, что ребенка нужно непрерывно хвалить, просто нужно научиться правильно критиковать его действия (именно действия, а не самого ребенка!), не использовать фразы типа «Вечно у тебя ничего не получается», а заменить их на «Ничего, в следующий раз получится лучше, ты же можешь!». Тут порция критики смешана с порцией дофамина: «пусть в этот раз у меня не получилось, но я же могу!». А поскольку дофамин выделяется на полученный результат, ваши продуманные слова и станут тем самым результатом – положительной оценкой его усилий. Если бы только родители больше верили в своих детей! В старину в больших крестьянских семьях дети теперешнего дошкольного и младшего школьного возраста имели массу обязанностей и по полной участвовали в повседневном труде: и в поле работали в меру своих сил, и на огороде, и избы подметали, и готовить помогали, и учились у взрослых мужской и женской работе (прибивать, шить, вышивать и пр.). Если бы наши дети воспитывались в таких условиях, они тоже были бы гораздо более самостоятельными, так что не стоит все валить на то, что дети изменились – это изменился наш подход к детям. Мы не умеем их правильно мотивировать и стимулировать, и откуда же тогда (возвращаясь к нашей теме) им получать дофамин? Необходимо сформировать у ребенка психологическую взаимосвязь между выполненной работой и удовольствием от этого. На физиологическом уровне этому способствует дофамин, а на психологическом – похвала или, как минимум, внимание родителей. Так у него выработается мотивация, а впоследствии сформируется более зрелая личность по сравнению с нынешними инфантильными 30-летними детками. Как ликвидировать дофаминовый сбой Вы уже поняли, какую важную роль играет дофамин в формировании личности вообще и мотивации в частности. Можно списывать дофаминовый сбой на неправильное воспитание и прочие внешние условия, но гораздо важнее другой вопрос: как его ликвидировать? Проанализируйте свои чувства: как вы реагируете на похвалу? Вызывает ли она у вас удовлетворение и становится ли стимулом для последующих действий? Постарайтесь не совершать следующих ошибок: • не ставьте перед собой задач, которые не получится гарантированно выполнить, иначе ваш организм не выработает дофамин; • не планируйте слишком много дел на небольшой временной отрезок (например, полную генеральную уборку квартиры, стирку, глажку и готовку на один выходной); • планируйте на день столько дел, чтобы у вас оставалось несколько часов для полноценного отдыха; • составьте список дел и разбейте его на отдельные дела (лучше в письменном виде), чтобы по каждому делу можно было видеть конкретный результат (=дофамин); • заведите себе привычку анализировать перед сном прошедший день: что получилось, что нет и почему; такой разбор полетов наверняка выявит положительные моменты, а значит, и реакция организма будет положительной; • не грызите себя, если что-то не получилось – получится в следующий раз, когда вы лучше подготовитесь. Такая методика непременно сработает, но не через день и не через два, ведь дофаминовый сбой произошел, скорее всего, еще в детстве, и теперь вам, взрослому человеку, приходится ликвидировать его последствия. Но будьте уверены - эта овчинка стоит выделки, ведь ваша жизнь станет более радостной и полноценной. Не проверены / Истории |