Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Интересные факты про Южную Америку. Доколумбовы цивилизации (13 фото)
0+ До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племён Южной Америки находилось на различных стадиях общинно-родового строя: у одних господствовал материнский род многие племена бассейна р. Амазонка, у других формировался отцовский род многие племена Южной Америки. Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Некоторые жили уже классовыми обществами. Познакомимся с различными цивилизациями в хронологическом порядке их возникновения и упадка. Чавинская культура В начале II тысячелетия до н. э. на территории Перу возникла новая культура, обладавшая всеми чертами высокоразвитой цивилизации. Эта загадочная цивилизация получила название по селению Чавин-де-Уантар на севере горного Перу. Рядом с селением, на берегу притока реки Мараньон, лежат руины древнего храмового комплекса. При инках эти развалины почитались индейцами как священное место. Первое научное описание памятника оставил Э. Мидцендорф в 1874 г., а начало археологических раскопок Чавина связано с именем перуанского археолога Хулио Сесара Тельо. Чавин-де-Уантар, существовавший в эпоху расцвета культуры, с 850 до 200 г. до н. э., представляет собой вытянутый прямоугольный комплекс, окружённый со всех сторон реками, несущими свои воды с вершин гор вдоль андских хребтов. Археологами открыты многочисленные платформы, храмы и площади в форме круга, с трёх сторон окружённые зданиями. Здесь проходили общественные собрания, решались хозяйственные и политические вопросы. Сердце Чавина — величественное сооружение, носящее имя Кастильо (исп. Замок). Это почти квадратная платформа (75 х 72,5 м) высотой около 13 м. Стены гигантской постройки сложены оригинально: два ряда узких каменных плит перемежаются рядом плит большей толщины. Именно такой способ кладки обеспечил Кастильо необыкновенную сейсмоустойчивость несмотря на то что Чавин расположен в районе, подверженном частым землетрясениям, он прекрасно сохранился. Пространство внутри Кастильо заполнено землёй и битым камнем, толща которого пронизана многочисленными подземными галереями, до сих пор ещё полностью не исследованными. Наряду с высокими и довольно широкими коридорами встречаются узкие вентиляционные или канализационные шахты. Коридоры снабжены нишами и лестницами и соединяются между собой тоннелями либо небольшими помещениями, образуя настоящий лабиринт. Галереи расположены в несколько ярусов, одна над другой. Некогда цоколь здания был облицован огромными отполированными плитами. Стены украшены круглыми головами из камня, содержащими в себе и человеческие, и звериные черты. С восточной стороны на вершину вела крытая лестница, свод над которой поддерживали две круглые колонны. На них изображены фантастические существа с человеческим телом, крыльями кондора и головой ягуара или пумы. Южная колонна сделана из белого, а северная — из чёрного камня. Такими же двухцветными были и ступени парадной лестницы. Весь комплекс получил название Чёрно-белого портала. С северо-западной стороны находится так называемый Старый Храм — древнейшая часть комплекса. В глубине насыпи, на пересечении двух галерей, образующих в плане крест, обнаружена стела из белого гранита в форме сложного многогранника с заострённым верхом. Она получил имя Лансон (исп. копьё). На ней изображено фантастическое существо: полуягуар полузмея получеловек. По мнению некоторых археологов, Лансон имел астрономическое значение и был связан с созвездием Ориона, которое играло важную роль в религиозных представлениях древних обитателей Анд. Сейчас археологи насчитывают более 20 святилищ культуры Чавин, разбросанных в горах и на Тихоокеанском побережье по полосе примерно в 800 км длиной и 150—200 км шириной. Известны и крепостные сооружения этой цивилизации. Учёные пока не могут сказать, создали ли чавинцы единое государство. Скорее это было некое предгосударственное образование, когда на обширной территории существовало большое количество однородных в культурном плане, но тем не менее самостоятельных общин. Их развитие постепенно приводило к выделению ритуально административных центров с хорошо развитой вождеской и религиозной властью. Своеобразной церемониальной столицей стал комплекс Чавин-де-Уантар. На остальной территории располагались и другие ритуальные центры, которые возводились в стратегически выгодных местах. В культуре Чавин земледелие одержало победу. Главным продуктом был маис (кукуруза). Народ Чавина построили великолепные в техническом отношении каналы, шлюзы и акведуки. Применение ирригационных систем позволило им создать развитое земледелие в засушливых районах горного Перу. Судя по всему, чавинцы одомашнили лам и викуней. Мясо шло в пищу, а из шерсти изготовлялись великолепные ткани. С эпохи цивилизации чавина начинается и история металлургии в Андах, хотя о хозяйственном использовании металлов говорить пока не приходится. Излюбленным материалом чавинцев было золото, из которого искусные ювелиры создавали украшения. Это разнообразные ушные вставки, браслеты, подвески, бусы, кольца, навершия посохов, щипчики, булавки, ложечки и всевозможные фигурки. Серебро использовалось не так широко, а предметы из меди единичны. Обиходные вещи делались из камня, кости или дерева. В погребениях на побережье сохранились образцы цветных хлопковых тканей. Расписной антропоморфный сосуд культуры наска. Перу. I—VII вв Среди них есть очень тонкие фрагменты типа марли или газа. Высокого мастерства достигло производство керамики. Часто сосуд выполнялся в виде головы ягуара или пумы. Древние мастера с особым чувством выполняли круглые ушки, глаза, пасть с торчащими клыками и даже «пламенеющие» брови. Многолетние исследования изменили мнение учёных о происхождении этой культуры. Если сначала казалось, что появление цивилизации чавина было подобно культурному взрыву (делались даже предположения о переселении её создателей с территории современной Мексики), то сейчас всё больше фактов свидетельствует в пользу её местного происхождения. Это и особое почитание пещер, в том числе около озера Лаурикоча, где открыты следы жизни древних охотников, и обычай деформации черепов младенцев, как у жителей этих пещер за несколько тысячелетий до чавинцев. Но нерешённых вопросов в истории первой цивилизации Южной Америки ещё предостаточно. Нам ничего не известно о том, почему цивилизация Чавин сошла с исторической арены и каким был её закат. Однако она оказала большое влияние на развитие соседних культур. Ступенчатые пирамиды, украшенные каменными головами ягуаро-змее-людей, обнаружены в таких центрах, как Сечин (пирамида Серро-Сечин) и Котос, считающихся самостоятельными культурами. Один из ритуальных центров — Паракас, расположенный на самом юге земель Чавина, стал родиной следующей яркой цивилизации-преемницы. Цивилизация Паракас В эпоху культуры Чавин свет цивилизации распространился и на Тихоокеанское побережье Южного Перу. Жизнь на побережье сосредоточивалась в долинах мелких речек, сбегавших со склонов Анд и разделенных пустынями. Известно около полутора десятков культур, ареал которых ограничивался одной или несколькими речными долинами. Некоторые из этих культур оставили после себя монументальные памятники. Большинство построек на побережье сложено из обожженных на солнце кирпичей — ацобов, преимущественно конической формы. Среди них выделяются крупный архитектурный комплекс Серро-Сечин, стены которого покрыты рельефными рисунками, и руины древнего священного города Пачакамак, построенного на высоком обрывистом мысу над долиной реки Лурии. С незапамятных времен здесь находились храм и оракул Пачакамака, невидимого творца всего сущего, привлекавшие толпы паломников из самых отдаленных районов. Но наиболее выдающимися и одновременно загадочными наследниками чавина стали культура Паракас и ее преемница культура Наска. Культура Паракас существовала на одноименном полуострове и в басейне рек Ика и Наска в период с 600 г. до н. э. до 400 г. н. э. На языке кечуа паракас означает Штормовой ветер. Небольшой пустынный полуостров, выдающийся в океан, действительно со всех сторон продувается свирепыми ветрами, климат здесь сухой и жаркий. Этото и послужило причиной особого интереса ученых к древней культуре, известной в основном могильниками. Уже первому исследователю — Хулио Тельо посчастливилось открыть не просто следы этой древней культуры, но целый «город мертвых». Суровый сухой климат законсервировал все, что существовало здесь еще две с половиной тысячи лет назад: мумии погребенных индейцев, костяные и деревянные изделия, даже великолепные цветные ткани, в которые были завернуты покойники. Сейчас археологи делят историю культуры паракас на два периода — паракас-кавернас (период пещер) и паракас-некрополис (период могил). В начальную эпоху, продолжавшуюся приблизительно до I в., народ Паракаса хоронили своих мертвецов в круглых пещерах. На вершине холма в слое песка сооружалась округлая входная яма диаметром 1 — 1,5 м и глубиной около 2 м. Чтобы ее края не осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы находился вход в узкую вертикальную шахту глубиной до 6 м с высеченными ступенями. Шахта вела к куполообразной камере (диаметром 3—4 м и высотой 1 —1,5 м), высеченной в грунте и выложенной камнем. В камере хранилось 30 — 40 мумий. если тела не помещались в самой пещере, их хоронили в вертикальной шахте. Умерших сажали с поджатыми к подбородку коленями в специальные плетенки и накрывали китовыми костями или циновками. В рот покойнику клали кусочек золота. От культуры паракас-некрополис III—V вв. остались огромные необычные погребальные комплексы, тянущиеся вдоль берега океана. Мумии заворачивали в ткани, помещали в сидячем положении в плетенку и накрывали другой плетенкой. Получившуюся корзину обертывали большим количеством тканей, и она приобретала вид кокона. В подземных камерах коконы с мумиями располагались группами. Центром группы служила крупная мумия, по бокам которой размещались тюки средних размеров, окруженные более мелкими. В погребальной камере близ Серро-Колорадо обнаружено 33 большие (1,5 м в высоту и столько же в диаметре), 42 средние (высотой около 1 м) и 354 мелкие мумии. Величина кокона зависела от количества тканей и погребального инвентаря, отражая имущественное положение покойных. Между тканями в плетенки вкладывали вещи, которые сопровождали покойника в загробный мир. В самых больших тюках обнаружено несколько золотых и серебряных предметов, в том числе диадемы и налобные пластины. Инвентарь, сопровождавший погребение, не был особенно богат. Рядом с покойником помещали керамические сосуды — черные и с рельефным изображением, а также предметы, использовавшиеся им в быту. Вместе с женщиной клали остатки пищи (початок кукурузы, арахис, фасолевую муку), пряслица, куски тканей и мотки волос. Мужчин сопровождал набор из рыболовных сетей, копьеметалок, наконечников дротиков, шкур лам и гуанако, раковин, обсидиана. Мумии завернуты в великолепные цветные ткани, изготовленные из хлопка и шерсти. Иногда ткачи использовали волокна растений и человеческие волосы. Пряли при помощи веретен, остатки которых нередко находят рядом с мумиями. Остатки ткацких станков не сохранились, но по рисункам на более поздней керамике археологи делают вывод о том, что станок ткачей паракаса представлял собой две горизонтальные палки, между которыми натягивалась основа. Одна из них прикреплялась к специальному столбику, другая — к поясу ткача. На таких станках вырабатывались ткани шириной от 30 до 65 см. Сотни изделий дошли до нашего времени, не утратив эластичности и яркости красок. Но самым необычным в погребениях паракаса были сами мумии. Процесс их подготовки состоял в очистке тела от внутренностей и заполнении его деревянными брусками, волокнами и прочими растительными материалами. Из черепа извлекался головной мозг. Затем тела подсушивались на жарком солнце и даже немного коптились на огне. Лица и некоторые части тела, вплоть до накладных кос, обмазывались древесной смолой и глиной. После приготовлений умершему придавалась поза зародыша с поджатыми к подбородку коленями и скрещенными на груди руками. Тело заворачивали в несколько покрывал, длина которых достигала двух с половиной метров, а сверху накрывали циновками из тростника. У многих были искусственно деформированные черепа — клиновидной формы в период пещер и конусовидной — в период могил. В одной из могил найден череп ребенка, обмотанный лентой из хлопковой ткани. Эта лента прижимала две подушечки, давившие на череп спереди и сзади, придавая нужную форму. Еще более странными вылядят массовые прижизненные трепанации черепов у народа цивилизации Паракас и как в следствии и у ее приемника цивилизации Наска, но уже в меньшем количестве. По разным оценкам, следы этой процедуры имели от 40 до 60% всех найденных черепов. На некоторых из них видны 4, 5 отверстий, проделанных в разное время. На большинстве черепов нет ни трещин, ни следов от ударов. По-видимому, операции проводились на здоровых людях. В Паракасе широко использовались разные техники трепанации: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались или высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластинкой. В одном из погребений даже обнаружен набор хирургических инструментов той далекой эпохи. Это были обсидиановые орудия разных размеров со следами крови. Кроме того, там же оказались ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки. Все эти находки свидетельствуют о необычном почитании головы у жителей Паракаса. Чем же вызвано такое отношение? Вряд ли это было следствием болезни или травмы. единственная цель таких трепанаций (как и цель деформации черепов), по мнению ученых, воздействие на головной мозг для изменения состояния сознания. Цивилизация Тиуанако (Империя Пукина) Цивилизация Тиуанако, пик величия которой пришелся на конец I тысячелетия н.э., когда огромная территория континента оказалась под ее влиянием. Сама же цивилизация зародилась около 1600 года до н. э. Поселившись высоко в горах, эти племена объединились и основали государство Пукина, столицей которого и стал Тиуанако. Основным занятием этих людей, было земледелие. Важную роль в процветании этого государства вообще и города в частности было наличие рядом огромного резервуара с водой – озера Титикака, считающегося пресным. В современной историографии сегодня принято термином «пукина» обозначать группу языков древней Южной Америки, на которой разговаривала часть ее жителей, проживающая в горных регионах Анд, на территории современных Перу, Боливии и Еквадора. А вот слово «Тиуанако» получило более широкое значение, объединив в себе целый исторический пласт – культуру государства Пукина, или же цивилизацию Тиуанако. Государство Пукина в период своего расцвета (700—900 нашей эры) занимало значительную часть Андского нагорья и распространялось до побережья Тихого океана. На этой территории находятся части нескольких современных государств: нагорный запад Боливии, юг Перу, север Чили и северо-запад Аргентины. Торговые и культурные связи Тиуанако распространялись на большую часть Южной Америки. Жители Тиуанако построили грандиозную систему ирригационных сооружений в районе озера Титикака. Во время подъема города на его территории в 2,6 км? проживало около 20 тыс. жителей. Хотя мнения историков на этот счет расходятся. Так, первые исследователи предполагали, что в период между 300 г. до н. э. и 300 г. н. э. он не был крупным городом, а только играл роль религиозного центра паломничества, с небольшим контингентом постоянных жителей. Архитекторы Тиуанако возводили город как религиозный и культурный центр, в котором отчётливо отмечено астрономическое и церемониальное значение. Строители воплотили здесь модель мира, которая ориентируется по сторонам света с центральной осью с юга на север. Город построен по традиционной схеме перехода от жизни к смерти и связан с представлениями об реинкарнации. Несмотря на то, что Тиуанако был построен на берегу огромного озера, его окружал искусственно созданный ров. В самом же городе имелось множество водоёмов и каналов. Это говорит о том, что жители постоянно запасались водой, которую собирали в естественные впадины, облицованные камнем. Мощные стены скрывали город от внешнего воздействия. В нём было построено много административных и военных зданий, огромные хранилища продовольственных запасов, жилые и ремесленные кварталы. Все постройки создавались в строгой геометрической пропорции, использовалась прямоугольная симметричная планировка. Здесь можно было увидеть платформы и пирамиды, созданные таким образом, что естественные возвышения дополнительно досыпались землёй и укреплялись камнем. Архитекторы Тиаунако сооружали полуподземные комплексы и памятники-монолиты. В центре города находились несколько строительных комплексов. Самые крупные Акапана и Каласасайя. Акапана – ступенчатая пирамида, высотой 15 м. - возвышалась над городом. Внизу она примыкала к полуподземному храму. На самом верху пирамиды был устроен овальный водоём семиметровой глубины. Каласасайа – загадочный памятник Тиуанако. Возведённый на невысокой прямоугольной платформе к северу от Акапаны, он обнесён стеной, состоящей из 4-х столбов разной высоты, промежутки между которыми были заполнены шлифованным камнем. На платформе на глубине 1,7 м располагалась вкопанная постройка, стены которой были выложены тем же способом, что и внешние. Из стен вырастают каменные головы людей. В центре - 2 стелы. Это дало основание предположить, что строение имело ритуальное назначение. В углу платформы стоят Ворота Солнца – знаменитейший памятник древнего Тиуанако. Тиауанако пережил две катастрофы – одну природную, вызванную лавиной воды, а затем некое бедствие неизвестного происхождения. По мнению Познански, непосредственной причиной гибели Тиауанако явилось наводнение – об этом свидетельствует наличие представителей озерной флоры (Paludestrina culminea, P. andecola, Planorbis titicacensis и др.) в наносах вместе со скелетами людей, погибших в катаклизме. Кроме того, в этом же наносном слое обнаружены кости рыб Orestias из современного семейства bogas. Также было обнаружено, что фрагменты скелетов людей и животных лежат в хаотическом беспорядке вместе с обработанными камнями, орудиями, инструментами и бесчисленным количеством других предметов. Видно, что все это волокла, ломала и сваливала в кучу какая-то сила. Любой, кто взял бы на себя труд выкопать шурф метра в два глубиной, не смог бы отрицать, что все эти кости, керамику, драгоценности, орудия и инструменты собрала и смешала разрушительная сила воды в сочетании с резкими движениями грунта. Слои наносов покрывают целые поля обломков строений, и озерный песок, смешанный с раковинами из Титикаки, раздробленный полевой шпат и вулканический пепел накопились в замкнутых пространствах, окруженных стенами… Алан Колата, американский археолог, антрополог и этноисторик, считает, что причиной падения Тиауанако стала природная катастрофа, но не наводнение. В андских ледниках и в осадках на дне озера Титикака сохранились свидетельства долгого засушливого периода, который начался в X в. и продолжался не менее чем до 1300 г. Вода ушла с поднятых полос, что привело к неурожаям. В результате вся система имперской власти начала рушиться и, оказавшись не в состоянии поддерживать городское хозяйство, люди покинули Тиауанако и больше уже не возвращались туда. Первым инкским правителем (если не считать легендарного Манко Капака), который побывал в Тиауанако, был Майта Капак. Город в то время уже был вымершим. Именно инки назвали его Мертвым городом – Тиауанако. Заключение. На сегодня закончим, так как доколумбовы цивилизации это целый пласт южноамериканских цивилизаций и объеденить их в одном посте практически невозможно. И да, последние две картинки развалины в таком виде как их обнаружили в 19 веке. Не удивляйтесь, если через пару лет Вам начнут рассказывать про бетон у индейцев. Не проверены / Факты |