|
Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Как и у любого технологически сложного космического проекта у МКС имеется длинная предыстория, продолжительность которой сопоставима с общим временем существования станции. Все началось еще в начале 1980-х, когда после ряда задержек шаттлы, наконец, начали полеты в космос. Однако, уже тогда многие задавались вопросом так ли нужен NASA флот космических грузовиков. Ведь, несмотря на все попытки нарастить число запусков и заменить ими одноразовые ракеты, достаточно быстро стало очевидно, что челноки оказались заметно дороже и сложнее в эксплуатации, нежели изначально предполагалось. В середине 1970-х NASA разработало план, по которому челноки должны были состыковаться с законсервированной станцией «Скайлэб», поднять ее орбиту, а затем переоборудовать и оснастить новыми модулями. После этого на станции был бы размещен постоянный экипаж в 6 - 7 человек, и она смогла бы функционировать как своеобразная база по приему шаттлов. Но «Скайлэб» сошел с орбиты еще до первого полета шаттла и от проекта остались лишь такие картинки. ![]() 0+ Поэтому в NASA начали прорабатывать идею постройки многомодульной орбитальной станции. Она позволяла убить сразу двух зайцев — загрузить шаттлы и создать форпост для будущих пилотируемых миссий на Марс и Луну. Один из ранних концептов начала 1980-х предполагал создание, как бы сейчас сказали, «дизайнерской» станции. Ее солнечные панели должны были располагаться в форме треугольника, внутри которого размещалась связка из пяти модулей. ![]() Авторы другого конце?пта под условным название «Паук» (Spider) предлагали строить станцию на основе оборудования и техники, используемой для запуска шаттлов. Как не трудно заметить, станции должна была быть выстроена вокруг переоборудованного топливного бака челнока. ![]() Следующий концепт, предложенный инженерами из космического центра им. Джонсона, получил название Power Tower. Он предполагал создание станции, состоящей из двух частей (энергетической и кластера модулей), соединенных между собой длиной фермой. Предполагалось, что такая компоновка стабилизирует станцию, что значительно уменьшит потребности в использовании двигателей для коррекций положения. Количество запусков шаттлов, необходимое для сборки Power Tower, оценивалось в 8 – 10. ![]() В 1984 году президент Рейган официально анонсировал создание космической станции со скромным названием Freedom. После этого работы над проектом пошли полным ходом. Уже в следующем 1985 году специалистами из Lockheed и McDonnell-Douglas был предложен новый, двухкилевой дизайн станции. В нем кластер из четырех модулей (два жилых и два научных) располагался в центре сооружения. Считалось, что такая компоновка создаст более стабильные условия для космических исследований. ![]() Также станция должна была быть оснащена двумя стыковочными портами для спутников, и установками для перемещения в открытом космосе MMU. Предполагалось, что помимо научных исследований экипаж станции будет заниматься регулярным обслуживанием и ремонтом космической техники, которая будет стыковаться со станцией. ![]() Постоянный экипаж Freedom должен был состоять из 8 человек. Запуск первого модуля планировался на январь 1993 года. Первый постоянный экипаж должен был заселиться на станцию через год после начала ее сборки. Стоимость строительства двухкилевой Freedom оценивалось в 18 миллиардов долларов, необходимое количество запусков шаттлов — в 21. ![]() Стоит отметить, что далеко не все астронавты и инженеры NASA были в восторге от этого дизайна. Многие указывали, что подобная конструкция слишком сложна и неудобна в обслуживании, что будет подвергать экипаж ненужному риску во время работ в космосе. Другой проблемой было то, что у станции не предполагалось спасательного корабля на случай какого-либо ЧП (шаттлы не имели возможности находиться в космосе больше нескольких недель). ![]() Катастрофа «Челленджера» все перевернула. Флот челноков оказался прикован к земле на несколько лет. NASA внесло ряд изменений в их конструкцию и серьезно изменило все стандарты безопасности. Переоценке подверглась и стоимость, а также сроки строительства Freedom. По новым расчетам, для сборки станции уже требовалось более 30 запусков шаттлов. ![]() Чтобы уменьшить расходы, NASA отказалось от одного из стыковочных портов для спутников и предложило ESA, JAXA и CSA присоединиться к проекту. Европейцы и японцы должны были построить по лабораторному модулю, канадцы — руку-манипулятор. Таким образом, вклад NASA уменьшался до двух модулей. ![]() В следующем 1987 году дизайн Freedom снова подвергся коренной переработке. Было решено отказаться от двухкилевой схемы в пользу конструкции с одной длинной фермой (т.н. Baseline Сonfiguration). Сборка станции должна была быть разбита на два этапа. В рамках первой фазы предполагалось запустить ключевые модули, после чего в рамках второй фазы приступить к сборке фермы и установке на нее солнечных панелей. ![]() Всего у станции должно было быть пять модулей: два жилых и три лабораторных. В новом дизайне уже не было портов для обслуживания спутников и устновок MMU. ![]() ![]() В 1988 году NASA, наконец, официально утвердило проект Freedom. Началось создание оборудования для станции. Однако вскоре дизайн Freedom подвергся очередной переработке. Дело в том, что бюджет агентства был сокращен. В результате у NASA не осталось другого выбора кроме как отказаться от значительной части научного оборудования и солнечных панелей, а также уменьшить размер жилых модулей. Теперь экипаж станции был ограничен четырьмя астронавтами, дата вывода первого модуля сдвинулась на 1995 год. Получивший «огрызок» стали называть Fred. ![]() Но даже после всех урезаний проект все равно никак не получалось свести к запланированной смете. Ситуация казалось безнадежной — урезать Freedom было уже некуда, а американский Конгресс не желал больше финансировать проект, на который уже были потрачены значительные деньги, но по которому так и не было проведено ни одного запуска. Летом 1993 года состоялось голосование по предложению о прекращении дальнейшего финансирования станции — ему не хватило лишь одного голоса для принятия. ![]() В этой ситуации у NASA оставалась лишь одна возможность спасти проект. Осенью 1993 года состоялись переговоры, после которых было объявлено, что Россия присоединяется к проекту. Она должна была поставить базовый блок от станции «Мир-2» (он был переименован в «Звезда») и построить функциональный модуль «Заря». ![]() Объединение проектов было разумным компромиссом в условиях, когда ни та, ни другая сторона не могла самостоятельно реализовать проект по созданию орбитальной станции. Для обозначения новой станции некоторое время использовалось имя «Альфа», но в итоге за ней все же закрепилось официальное обозначение Международная космическая станция. ![]() По сути, новая станция представляла собой объединение усеченного варианта Freedom (с японским и европейским лабораторным модулем) и «Мира-2» Дизайн МКС был окончательно утвержден в 1996 году. Сборка началась в ноябре 1998 года. Постоянный экипаж появился на борту станции в 2000 году. Из-за катастрофы «Колумбии», сборка основного сегмента МКС затянулась до 2011 года. Всего для этого потребовалось свыше 40 космических запусков, включая 35 полетов шаттлов. ![]() Точную стоимость создания и эксплуатации МКС достаточно сложно определить. В зависимости от того, как считать, общие затраты на станцию (с учетом расходов по проекту Freedom) сейчас оцениваются в сумму от 100 до 150 миллиардов долларов. Вот так МКС выглядит в завершенном виде.
Космос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||




















