Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Испанию обычно считают страной, в которой появилась рапира, или espada la ropera(буквально - "меч для ношения с одеждой"). Этот термин вошёл в употребление в конце XV в., а в XVI и XVII в.в. во многих европейских языках плотно укоренилось слово рапира, обозначая узкое, преимущественно колющее оружие, снабжённое развитой гардой, для которого была разработана особая система фехтования. 0+ Максимальное распространенние рапира получила во второй половине XVI - первой половине XVII в.в. В течении всего этого периода она активно совершенствовалась и изменялась в следствии моды, а также новых требований искусства фехтования. Изменялась форма клинка рапиры - от уплощённого и широкого, приспособленного как для колющих так и для рубящих ударов, до имеющего сечение ромба, у кторого полностью отсутствовало лезвие. Менялась и длина клинка рапиры - некоторые отдельные экземпляры порой привосходили по размерам длинный меч, эпохи средневековья. Особенно длинные рапиры были распространены в конце XVI начале XVII в.в., после этого периода система фехтования претерпела изменения, клинки стали укорачиваться, и на смену рапире прешло более элегантное и смертоносное оружие - шпага XVIII в. Условно клинок рапиры можно разделить на три части: *Сильная часть - незаточенная область клинка предназначенная для отражения атак противника, как правило эта часть клинка снабжалась долом, для облегчения общего веса и создания дополнительных рёбер жесткости. Дола как правило имела длину не более 1/3 от общей длины клинка; *Слабая часть клинка - могла как затачиваться так и нет, в зависимости от того, предназначалась ли рапира для нанесения режущих ударов или обладала сугубо колющей функцией. В слабой части клинка, как правило располагался центр удара, находящийся на расстоянии 10 - 20 см. от острия, в зависимости от длины клинка; *Остриё - заточенная конечная часть клинка рапиры(конец). Практически по всей длине клинка, начиная от долы и заканчивая остриём проходили рёбра жёсткости, предназначенное для усиления колющей функции рапиры. Таким образом клинок в сечение представлял собой уплощённый или объёмный ромб, в зависимости от своей функциональной принадлежности(колюще-режущий или только колющий). Эфес рапиры - самая её красивая и сложная по строению часть. Нет смысла описывать его полностью, но хотелось бы выделить три части общие практически для всех его типов: *Навершие(противовес) - обеспечивал нужный баланс для рапиры. У правильно сбалансированной рапиры точка равновесия находится на расстоянии 5 - 10 см. от гарды, а не у её основания, как иногда ошибочно считается; *Рукоять *Гарда - предназначалась для защиты кисти от ударов. По строению была самой сложной частью рапиры, определяющей её тип. Многообразию гард рапир практически нет предела, но всё-же можно выделить три основные типа, которые были популярны в определённый период. Многообразию эфесов рапир за период XVI-XVII в.в. практически не было предела, тут всё определяло желание заказчика и традиционные вкусы существовашие в той области, где изготовлялась рапира, в связи с этим, некоторые типы рапир получали названия по той области где были более всего популярны. Обычно все рапиры делят на три группы по форме эфеса: Рапиры с кольцевыми гардами(стреловидный эфес) - самые популярные и ранние по возникновению, существовавшие на протяжении всей эпохи рапир XVI-XVII в.в. Рапиры с эфесами типа паппенхаймер появились в первой половине XVII в. Существенным отличим от простоя кольцевой гарды является наличие защитных чашек, предохраняющих кисть от проникающего укола. Рапира с чашеобразной гардой это наиболее поздняя форма развития этого оружия (не считая переходных типов от рапиры к шпаге). Подобный эес получил широкое распространение в Испании в середине XVII в. Клинок рапиры, как правило, практически невозможно датировать(если отсутствует клеймо оружейника). Дело в том, что мода на клинки различных форм быстро и регулярно менялась. Иногда обновляли старый клинок, изменяя его профиль, или крепили на нём модный, на тот период, эфес - на некоторых образцах рапир есть явные следы таких переделок. На протяжении всего XVI столетия, клинки рапир становились всё длиннее и уже, постепенно утрачивая свои режущие свойства, и если в середине XVI века, длина клинка рапиры, в средем составляла 90 - 95 см., а ширина 3 см., то к началу XVII века, длина клинков увеличилась до 110 - 115 см., а ширина уменьшилась до 2 - 2.5 см. Такое оружие предназначалось иключительно для нанесения уколов. Большинство клинков рапир, особенно изготовленных в первой половине XVII века, очень простые, с гладкой поверхностью. Иногда на внешней стороне клинка имелось имя мастера, нанесённое мелкими буквами или выбитое в виде клейма. Встречались и даты изготовления клинков. Те клинки, которые украшались, обычно имели узор в виде завитков, сюжетные сцены и девизы, выполненные в технике травления или гравировки с добавлением позолоты. Сталь нередко воронили, и на отдельных доживших до нашего времени экземплярах остались едва заметные следы этого покрытия. После 1640-х годов возникла тенденция укорачивать клинки. В некоторых случаях их не меняли на более короткие, а просто перековывали соответствующим образом. Приблизительно в это время появляются рапиры предназначенные исключительно для дуэлей - они по прежнему имели очень длинный и узкий клинок и простую гарду, состоящуюю из переднего защитно щитка, в виде широкого блюдца и крестовины, снабжённой кольцами для пальцев. По мере того, как рапира и её верный спутник - кинжал, становились всё более популярными среди европейского общество XVI века, в Европе начала зарождаться "мода" на частные поединки - дуэли. В связи с этим появилась необходимость в создании определённой системы фехтования этим оружием, существенно отличающимся от фехтования мечом. В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах. С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием - "Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств", где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства. В 1567 году Карл IX основал в Париже Военную академию, в стенах которой, в последствии, родилась французская школа фехтования, ставшая во второй половине XVII столетия самой популярной во всей Европе. В истории рапиры, как и многих других видов европейского холодного оружия, XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага, которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиру, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века. 16+ / Оружие |