|
Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Любители восточных единоборств и холодного оружия любят вдоволь поговорить на тему исключительного качества японских клинков. Мол, рубят эти мечи и камень, и железо, и при этом не тупятся и не ломаются. Еще бы! Если судить по дешёвым фильмам о ниндзя, то и куются такие супермечи из любого железа за одну ночь где-нибудь на задворках Бронкса. Однако реальность намного сложнее и, как бы точнее выразиться, прозаичнее... Как ни старайся, а законы природы пока никому не удалось изменить. Не может острый как бритва клинок разрубить железный доспех, а уж тем более камень, без повреждения. Даже сделанное из победита острие зубила при ударе о камень притупляется! ![]() 0+ Считаю, что булатные клинки Индии и забавы кшатриев, на спор одним ударом вгонявших мечи в землю, а также кодекс чести тех же кшатриев и их благоговейное отношение к мечам могли бы быть поданы не менее помпезно. А чем хуже русские казаки, мадьяры... Я отвлёкся, но, будучи сам увлечён японскими мечами, вижу распространённое наивное превознесение суровой средневековой японской действительности и японского оружия. ![]() Большинство иллюзий в отношении японского меча вызваны катастрофическим недостатком знаний, их фрагментарностью и поверхностным изучением восточных единоборств. Чтобы понять феномен японского меча – столь важного элемента духовного мира японцев, нужно потратить много времени на изучение восточной культуры, познакомиться с основами японского языка, иероглифики, изучить историю страны, основы буддизма, синтоизма, конфуцианства, пройти курс молодого бойца в школе кэндо, провести хотя бы месяц в Японии (желательно вне Токио), а также получить представление о чайной церемонии, японской поэзии и живописи. Выполнить это всё сложно, но проблема в том, что Восток очень далёк от западного сознания, и чтобы его понять, требуется реальное погружение в восточную культуру. Вот поэтому на Западе столь живучи иллюзии в отношении многих аспектов восточной жизни. ![]() Встречаются выдающиеся экземпляры японских мечей, как с позиции значимости в истории искусства отдельно взятого кузнеца или школы, к которой относился тот или иной клинок, так и с позиции возраста изделий, которым не одна и не три сотни лет. Вместе с тем, большая часть японских мечей–вещи совершенно утилитарные, не блещущие ни красотой линий, ни качеством закалки, ни общей сохранностью. ![]() Такого количества сколов лезвия, как у японских мечей, нет ни у ятаганов, ни у шашек, ни у прочего холодного оружия. Есть клинки откровенно гнутые и затем выпрямленные, есть бездарно сбалансированные. В одной из японских книг говорится о том, что оружие во времена гражданских войн было очень простое, изнашивалось быстро, и его не жалели. Полировать мечи, как это принято сегодня, начали в период Эдо, то есть в мирное время. Оно и понятно – зачем «напрягать» полировщиков, если завтра предстоит сражение с соседним феодалом, послезавтра зачистка своих пограничных селений, а в воскресенье – нападение на мятежный монастырь. Тут не до красоты, выжить бы! Японское оружие в массе своей было столь же утилитарно, посредственно по качеству и неброско, как и во всём мире. ![]() Творчество японских кузнецов окутано завесой мистики и сложных обрядов, логику в которых подчас невозможно обнаружить. Например, говорят, что один клинок эти кузнецы ковали по пять лет, поэтому такой клинок был исключительно высокого качества. Но на что жили и покупали рис их жёны, чтобы прокормить ораву детишек? Значит, их мечи были очень дорогие. Значит самураи были очень богатые. Богатых самураев было много и всем им было необходимо по два меча, значит и кузнецов было очень много. В общем, все богаты и всем хорошо. Только почему столько крови было пролито в гражданских войнах? Да потому что не было ничего подобного. В японской истории кузнецы редко были самостоятельны и независимы. Они искали покровительства у влиятельных персон и работали на них день и ночь. Ни один заказчик не стал бы ждать исполнения заказа пять лет и никто содержал бы армию кузнецов, работавших столь медленно. Да и работать над клинком пять лет невозможно – «уморишь» сталь, выгорит из неё весь углерод, кочерга получится. Ковать надо столько, сколько нужно, лишь бы без ошибок. А мастер потому мастер, что ошибок не допускает. От кузнеца Масамунэ из Сагами (XIV в.) сохранилось 59 клинков. Если бы он ковал по одному клинку в год, это уже много. ![]() На самом деле клинок куётся за одну-две недели, и нечего здесь мудрить. А если начались активные боевые действия и оружия требуется много, то клинки можно делать и по два в день, лишь бы было побольше молотобойцев, да помощников. Правда, от всей этой спешки падает качество, что, кстати, регулярно имело место. Кстати, кузнец Цуда Сукэхиро за 25 лет работы сделал 1620 клинков! ![]() Теперь – о рубке железных оград и каменных столбиков. Есть документальный фильм, где фехтовальщик перерубает мечом ствол пулемёта. Говорят, что кузнец Котэцу мечом отколол кусок каменного столба, а другой мастер перерубил своим мечом железную цепь на дверях храма. Однако это нетипичные явления – исключения, лишь подтверждающие правило. Типичным способом испытания мечей была рубка рисовой соломы, вымоченной в воде и свёрнутой в рулоны (рядовому фехтовальщику этого было достаточно, чтобы сломать рядовой некачественный меч). Высококачественные мечи проверялись рубкой медных и железных пластин, шлемов и трупов. Что касается перерубания пулемётного ствола, то сделано это было с единственной целью – поднять боевой дух солдат, которые этот фильм смотрели. Очень хочется знать, что стало с клинком того меча? ![]() Уместно упомянуть следующее – хотя все самураи с детства владели оружием, тестовую рубку, как правило, перепоручали специалистам. Это как боксёр – на кулаках дерётся, но кирпичи ломать – узкая специализация. Значит, не все мечи и не в руках любого, даже хорошего фехтовальщика, выдержат подобные испытания. Твёрдость японских мечей составляет 57-60 единиц по шкале Роквелла, то есть они лишь чуть мягче напильника (вот почему у них так много сколов закалённого лезвия), а булатные клинки из индо-мусульманского региона нередко твёрже их на пять единиц и при этом не столь хрупки. ![]() Перейдем к декору японских мечей. Деревянные клееные ножны легко рассыхаются по стыку, лопаются и бьются. Чем эффектнее лаковое украшение ножен, тем заметнее любые повреждения на них. Сами лаки подвержены скалыванию и осыпанию. Но больше всего удивляет манера оплетения рукоятей шёлковой тесьмой. Это вообще недолговечная вещь – многие экземпляры столь ветхи, что достаточно потянуть тесьму на себя, как эта труха рвется. Рукояти мечей в Японии переплетались регулярно и по ним нельзя судить о возрасте изделия. Тоже было и с ножнами, которые неоднократно делались к одному и тому же мечу. Так что с японскими мечами не получится поступить как, например, с итальянскими стилетами в Рыцарском зале Эрмитажа,– пришёл и посмотрел,– вот они, под стеклом, когда-то в Венеции или Милане рукояти были изящно обвиты серебряными косичками. Так и сегодня лежат. ![]() Большое поле для критики предоставляют рассуждения о мистике в ковке мечей. Тут присутствуют и сложные обряды, и амулеты, и запреты и многое другое. Методики типа «ковка на северном склоне лысой горы ранней весной в полнолуние месяца кролика после третьего крика беременной кукушки с последующей закалкой в крови двухлетнего медвед -девственника с голубыми глазами» производят сильное впечатление на западных любителей восточной экзотики. Не знаю, как часто в Японии встречаются медведи с голубыми глазами, но кукушки там точно есть, как и амулеты кузнецов, с помощью которых последние настраивались на особый лад. Этой цели служило и половое воздержание. Кстати, если ковать один клинок по пять или хотя бы по одному году, и соблюдать целибат – это разве жизнь!? ![]() Слава Богу, Японию обошла стороной слава закалки клинка в теле раба или свиньи. Рабов в Японии не было, а свиньи были, но ни одна порядочная хрюшка не позволила бы засовывать себе под хвост раскаленный клинок, и брыкалась бы до последнего вздоха, а клинок должен был получиться ну очень кривой. Но это уже к бредовым измышлениям европейцев относительно традиции оружейной ковки на Ближнем Востоке...
Оружие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||













