Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Время играет против пенсионеров: зачем украинцам осовременивание пенсий
Depo.ua начинает анализ украинской пенсионной системы и предлагаемых изменений в законодательство, которые должны сделать ее более стабильной и справедливой. Начнем со среза ситуации и первых шагов к ее улучшению. Сколько денег нужно для выплаты пенсий? 284 млрд грн в 2017 году. Однако в самом Пенсионном фонде, по прогнозу, будет не хватать 141 млрд грн. Эти средства возьмут из государственного бюджета. Кстати, в прошлом году на пенсии ушло 257 млрд грн, в том числе 145 млрд грн из госбюджета. Почему в Пенсионном фонде не хватает средств? Из-за "черных" зарплат работников и большого количества пенсионеров. Дело в том, что Пенсионный фонд наполняется прежде всего деньгами, которые высчитываются из официальной заработной платы тех, кто работает. Это так называемый единый социальный взнос – 22% от зарплаты. Около 80% из этого взноса идет в Пенсионный фонд. Но в Украине распространена оплата труда "в конвертах", когда люди официально получают минимум, с которого потом и высчитывают копейки для выплаты пенсий. Хуже того, лишь 10,2 млн из почти 16,3 млн работников платят социальные взносы, среди неплательщиков - 4 млн украинцев, которые задействованы в "тени". В самом Пенсионном фонде жалуются, что потеряли большинство доходов из-за снижения правительством Арсения Яценюка социального взноса с 38% до 22%. Он надеялся, что количество легальных зарплат после этого увеличится, а следовательно, и отчислений на пенсии. Случилось наоборот: в Пенсионном фонде подсчитали, что "потеря собственных доходов в результате снижения ставки единого социального взноса в прошлом году составила 96,4 млрд грн". Вторая беда – старение населения: по данным Института демографии и социальных исследований, на каждых 100 граждан Украины в возрасте 20-59 лет приходится 36 человек в возрасте свыше 60 лет. Но и среди более молодых заняты не все, поэтому на каждых 10 работников, которые уплачивают соцвзносы, приходится почти 12 пенсионеров. Как можно увеличить пенсии? Брать деньги из нескольких источников, например, трех. Либо, в терминах украинского законодательства, ввести трехуровневую пенсионную систему. По сути, это как три денежных мешка: первый - Пенсионный фонд, второй – Накопительный фонд с индивидуальными счетами и третий – негосударственные пенсионные фонды. В Пенсионный фонд будут поступать обязательные отчисления с зарплат в виде единого социального взноса каждого работника. Со временем его размер – 22% – может уменьшиться, если два других "мешка" будут наполняться. Особенность Пенсионного фонда в том, что деньги, которые поступают в него от работников, почти сразу передаются пенсионерам. То есть эти средства не инвестируются и, за некоторыми исключениями, они переходят от одних людей к другим. Это так называемая солидарная пенсионная система, которая и работает у нас. В Накопительный фонд, который в Украине еще не действует, также должны поступать обязательные (для людей от 35 лет – добровольные) отчисления с зарплат, хотя и по значительно более низким ставкам (обсуждаются варианты от 2% до 7%). Но это уже персональные деньги: на человека открывается счет, с которого он может снять накопленные средства после достижения определенного возраста – либо всю сумму сразу, либо частями, в виде ежемесячных выплат. Накопительный, как и Пенсионный фонд, является государственным. Отличие в том, что деньги с его счетов будут передаваться тому же владельцу и не сразу, а через десятки лет. И все это время вложенные средства будут "работать", иначе они успеют обесцениться. Лицензированные компании по управлению активами будут инвестировать деньги с пенсионных счетов в различные проекты под жестким надзором государства. В идеале эти деньги должны приумножаться быстрее, чем они обесцениваются. Правда, в этом и риск: пенсионные счета может подточить инфляция, особенно если инвестиции будут не очень удачными. И вообще пока непонятно, как именно государство будет гарантировать сохранность накоплений. В негосударственные пенсионные фонды, которые в Украине уже действуют, можно вкладываться добровольно. Они также занимаются инвестициями пенсионных средств, часто предлагают большие проценты, однако если частные фонды прогорят – государство ничего не возместит. Правда, частные фонды пока малопопулярны: им доверили свои деньги около миллиона украинцев. Когда эти три "мешка" будут полноценно наполняться, пенсионная система Украины должна стать стабильнее: деньги из Пенсионного фонда не так боятся инфляции, потому что почти сразу выдаются на пенсии, в то же время средства в накопительных фондах у будущих пенсионеров не уменьшатся, если процент работающих людей упадет. В чем же несправедливость в начислении пенсий? Тот, кто вышел на пенсию раньше, получит меньшую пенсию, даже если у этих двух людей одинаковый трудовой стаж и одинаковое отношение его зарплаты к средней зарплате за период работы. Как так получается? Сначала несколько слов о параметрах, которые заложены в расчет пенсии по возрасту. Это продолжительность страхового стажа, отношение заработной платы к средней зарплате в стране за каждый месяц стажа и средняя заработная плата за три последних года перед годом назначения пенсии. В последнем и скрывается дьявол, потому что со временем номинальная средняя зарплата растет (хотя ее покупательная способность может снизиться). Если не учитывать инфляцию, этот показатель вызывает разрыв (иногда в разы) между размерами пенсий человека, который вышел на пенсию, скажем, в 2008 году и человека, который стал пенсионером в 2017-м, в пользу последнего. И этот разрыв искусственный, потому что не зависит от трудовых взносов и оценки их труда, а определяется в основном инфляцией. Так какие же изменения планируются? Запустить второй уровень пенсионной системы – то есть создать Накопительный фонд. Правда, это пока что нереально, ибо накапливать нельзя, когда на первом уровне – в Пенсионном фонде – не хватает 141 млрд грн. Денег не будет больше, если размещать их во второй "мешок", когда первый наполовину пуст, потому что они в обоих случаях берутся из одного источника – поступают от работника. Сделать справедливой формулу расчета пенсии. Так, можно пресловутый показатель средней зарплаты за три последних года перед выходом человека на пенсию периодически увеличивать на уровень инфляции. Но в таком случае нужно иметь больше денег и постоянно пересчитывать пенсии. Поэтому конкретные предложения чиновники еще не озвучивали. Уменьшить до 15 лет страховой стаж, необходимый для выхода на пенсию, с возможностью купить его. Стоимость одного месяца, по предложению Минсоцполитики, составит около 704 грн. Поэтому все 15 лет стажа будут стоить 130 тыс. грн. Больше конкретики будет, когда правительство опубликует проект закона о пенсионной реформе. Единственное, что наотрез отказываются делать в Кабмине – это повышать возраст выхода на пенсию. Когда ожидать реформы? Старт – в этом году. В правительстве пообещали подать в Верховную Раду законопроект о пенсионной реформе до мая. Как уверяет министр соцполитики Андрей Рева, это произойдет после подписания Меморандума с МВФ, в котором прописаны параметры пенсионной реформы. Этот документ пока не обнародован. Но даже принятие пенсионных законов будет только началом настоящих реформ. Политика |