Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Соляные шахты Бахмута: Какие тайны оставило древнее море Донбасса
Главная приманка Бахмута (бывший Артемовск, Донецкой области) расположенная в 20 километрах от города – в небольшом городке Соледар. Именно там находятся соляные шахты, которые обеспечивают обычной солью как Украину, так и более 20 стран мира. Донбасская каменная соль - это наследие древнего моря, ведь в течение 40 млн. лет территория современного Донбасса покрывалась морскими водами около 350 раз. В частности Пермский период (300-250 млн. лет) знаменателен сменой континентального режима морским. В мелководном заливе, который располагался на месте современных городов Артемовск и Славянск, откладывались мощные толщи каменной соли. В конце пермского периода море надолго покинуло территорию Донбасса, оставив после себя мощные пласты соленосных отложений, которые начали добывать в XIX веке. Добраться до Соледара довольно непросто. Бахмут связан регулярным железнодорожным сообщением только с Харьковом. Поэтому ехать туда лучше через Краматорск или Славянск – оттуда автобусы на Бахмут ходят каждый час. А уже из автостанции Бахмута можно маршруткой добраться до Соледара. Еще один способ - воспользоваться такси. Но следует помнить, что расстояние от центра Краматорска до шахты примерно 70 километров. Поэтому, стоить такое путешествие будет немало. Значительно проще добраться в город собственным автотранспортом. Следует двигаться по трассе Изюм-Довжанский в направлении Бахмута и, не доезжая города, повернуть за дорожным указателем – Северск, который расположен в направлении Соледара. Сам Соледар – небольшой городок в котором проживает около 10 тысяч человек. С первого взгляда складывается впечатление, что вся территория города – производственная площадка предприятия: шахты и административные здания стоят рядом с жилыми домами, а таблички "Столовая" и "Оформление соли" можно увидеть даже чаще, чем названия улиц. Наша первая цель – древнейшая шахта соли. Первый рудник начал работать здесь еще в 1881 году. Сейчас он глубиной 180 метров. Спускают посетителей в шахты в обычных шахтерских клетях, которые почти ничем не отличаются от лифта в многоэтажке, даже двигаются с одинаковой скоростью. При этом, никаких дополнительных мер безопасности. Достаточно надеть строительный шлем. А еще, следует передвигаться по коридорам очень внимательно – размолотая соль очень скользкий материал, упасть на нем очень просто. Производственный горизонт встречает полной темнотой, тишиной и невероятным количеством соли. Какое-то время отказываешься осознавать, что под ногами не песок или земля, а обычная соль с чистотой 98%. Все стены покрыты волнистыми черно-белыми узорами. Дело в том, что летом образовался темный слой соли, а зимой – светлый. Кроме того, очень часто в соли находят фрагменты окаменелых древних деревьев. Иногда встречаются капли соляной воды из древнего моря. Во время добычи эти емкости вскрываются, вода испаряется, а соль остается в виде сталактитов и осадка, очень похожего на изморозь. Кроме того, очень часто в шахтах находят огромные кристаллы соли. Она очень похожа на бриллианты – такие же прозрачные и блестящие. Например, посреди одного из коридоров до этого времени стоит глыба соли весом почти 200 тонн (это вес трех железнодорожных вагонов). Ее изготовили для какого-то очередного съезда партии и оставили в недрах как огромную приманку. Разработка соли ведется в специальных камерах сверху вниз – сначала прокладывают горизонтальную штольню высотой несколько метров, в ширину до 10 метров и длиной несколько десятков метров. После этого рабочие начинают углубляться в пол этой комнаты". Постепенно, высота потолка достигает 30 метров. Шахтеры выбирают всю толщину соляного пласта, оставляя лишь несколько метров на свод камеры. Соль чрезвычайно прочный материал, поэтому в дополнительном укреплении соляные шахты не нуждаются. Впрочем, эта прочность соли в свое время доставляла немало проблем в ее добыче. Еще до войны ее добывали путем подрыва пластов. По словам старожилов, несколько раз в день в шахтах раздавались мощные взрывы от которых даже дрожала посуда в сервантах горожан на горе. Впрочем, уже в середине ХХ столетия на смену взрывчатке пришли специальные комбайны, которые превратили добычу соли в очень нудный процесс. В каждой камере сейчас работает два человека – один управляет комбайном, а второй загружает соль в вагонетки или на транспортерную ленту . Вообще в соляных шахтах уникальный климат: там в любое время года +16 градусов, а благодаря ионам соли, воздух является стерильным. Впрочем, этот воздух очень агрессивный для металла. Поэтому любая машина из железа может работать не более 7 лет. А вот для дерева и соломы сухой и соленый воздух только идет на пользу. До этого времени в шахте работают деревянные леса, которое лишь иногда ремонтируют. В то время как крепкие чугунные ограды полностью заменяют один раз в 10 лет. А недавно в одном из старых рудников нашли деревянную повозку XIX столетия с сеном в безупречном состоянии. Кстати, сено в копи появилось не случайного, ибо в старые времена конь был единственным средством механизации, а добывали соль, главным образом, женщины. Даже соль в недрах имеет совсем другой вкус – попав на поверхность в ней начинают происходить химические изменения, которые несколько меняют вкус. Возможно, с точки зрении химии, это бред, но под землей соль не столько соленая, сколько вкусная. Первое, что построили в ХІХ веке в шахте – подземную церковь. Именно через нее проходил путь шахтеров с работы и на работу. В советское время в церкви устроили конюшню, а уже после обретения независимости работники шахты начали восстанавливать церковь. Сейчас там регулярно проходят службы. Священника для этого специально спускают с поверхности, а прихожанами являются, главным образом, работники предприятия. Есть в церкви и собственно чудо – изображение Матери Божьей, ее не удалось уничтожить ни взрывами, ни современными комбайнами. К сожалению, с началом войны, экскурсии в старую копу проводить перестали. Для Depo.Донбасс сделали исключение. Для обычных туристов сейчас доступна только более молодая шахта №3. Она открыта для посещения ежедневно, кроме понедельника и государственных праздников. Экскурсии опускаются под землю в 11, 13 и 15 часов. Стоимость индивидуального посещения составляет 100 гривен, а каждый из участников группы должен заплатить по 75 гривен. Эта шахта почти в два раза глубже, чем первая шахта. Она изначально разрабатывалась с использованием только комбайнов и сейчас выглядит более благоустроенной и обжитой. В этой шахте есть даже мобильная связь и интернет. Именно в ней расположен единственный в Украине спелеосанаторий в котором оздоравливаются пациенты с проблемами дыхательной системы. Они почти постоянно находятся в шахте и дышат стерильным и полезным воздухом. На поверхность они поднимаются лишь на несколько часов в сутки – поесть и провести гигиенические процедуры (воды и канализации в шахтах нет). Кроме того, в этой шахте находится самая большая камера, в который добывалась соль. Ее высота составляет более 30 метров, а длина – полтора километра. Здесь проводят подземные футбольные соревнования, дают симфонические концерты и даже запускают воздушные шары. Кстати, все эти мероприятия уже вошли в Книгу рекордов Украины. Также в коридорах этого рудника расположен музей соляной промышленности. Дело в том, что обычная для нас поваренная соль используется еще и в химической промышленности, металлургии и животноводстве. А обычная пищевая соль поставляется предприятием в 20 странах мира, в том числе и в Европейский Союз. Интересно, что во всех рудниках добыча соли продолжается и сейчас. Впрочем, туристы этого даже не замечают: выработки расположены в 5-10 километрах от входа в шахту. До места работы сотрудники добираются на специальных автобусах. Поэтому местами на стенах шахт можно увидеть действительно дорожные знаки и даже светофоры. Вообще, работники шахт рекомендуют не отходить от маршрута, потому что потеряется в темноте и коридорах очень просто. "Под землей у любого человека наступает дезориентация – можно днями ходить, а окажется, что ты ходишь по кругу. Поэтому у нас есть строгое правило: если потерялся, сядь в центре любого перекрестка и жди. Несколько раз в сутки все основные коридоры по специальному маршруту проходит специальная бригада. Кроме того, местами на стенах шахты есть телефоны, по которым можно связаться с диспетчером", - советует "соляной" шахтер Владимир. Залежи соли бахмутского месторождения образовались около 300 миллионов лет назад во время испарения древнего моря. Вследствие этого образовалось 5 слоев соли, три из них имеют толщину более 30 метров, и находятся на глубине от 20 до 300 метров. Разработка именно этих пластов ведется сейчас. Политика |