Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Динозавр советского периода ТА-943 (34 фото)
Историческая справка Можно сказать, что реставрация советской техники сейчас переживает расцвет - это своего рода "тренд" наших дней. Благодаря усилиям реставраторов автомобильное наследие СССР в той или иной мере знакомо каждому, кто хоть раз в жизни ездил за рулем. У всех на слуху модели машин, от которых уже и заводов не осталось, а экземпляры еще "ползают", появляясь на ретрофестивалях или внезапно "всплывая" за воротами гаражных кооперативов. Автомобиль, о котором предстоит рассказать сегодня, нашелся случайно. Автофургон ТА-943 выпускался в эстонском городе Тарту на авторемонтном заводе, первоначально задуманном как предприятие по ремонту автобусов и грузовиков марки ГАЗ. Тартуский авторемонтный завод (Tartu autoremonditookoda) был создан 1 сентября 1949 года, а уже в 1951-м появились первые образцы эстонских автобусов и фургонов, созданных на базе ГАЗ-51. История совершенно типичная для советского среднего предприятия 1950-1960-х годов: повышающийся спрос на автомобили в различных районах СССР нужно было как-то удовлетворять, причем разновидностей и "оригиналов" для копирования было мало. КАВЗ, КрАЗ, ПАЗ, ЕрАЗ и многие другие автозаводы создавались по тому же принципу - местная сборка автомобилей на базе агрегатов и узлов, приходивших с завода-гиганта. Для Тартуского авторемонтного поставщиком шасси, двигателей и других деталей стал Горьковский автозавод. На фото изображены автомобили ТА-1 (автобус) и ТА-ГЗА-651 (фургон), годы выпуска - 1951-1957-й (с незначительными изменениями). В 1956-1960 гг. на ТАРЗе было выпущено 732 единицы довольно симпатичных автобусов марки ТА-6. Основой для машины стал тот же ГАЗ-51, но бескапотная компоновка кузова в тот момент была относительно "свежим" решением. Тот же автобус, но с упрощенным внешним видом и оснащением. Если в первых моделях ТА-6 пассажирская дверь была "ширмовой" пневматической, как в ПАЗе, то в более поздней версии, которая изображена на фото, - обычной распашной. Из относительно "веселого" автобуса ТА стремительно превратился в обычную "барбухайку", и с 1960 года Тартуский завод больше не строил автобусы, сосредоточив усилия на выпуске фургонов и капитальном ремонте ранее выпущенных моделей. По некоторым данным "откапиталенные" ТА-6 просуществовали до конца 1980-х. Из серии "страничка юмора". Это не фотошоп - это ТА-11, построенный Тартуским заводом в единственном экземпляре на базе "Москвича-407" в 1961 году. Машина не стала ни массовой, ни мелкосерийной, да и вообще непонятно, стоило ли эстонским конструкторам трудиться над ней, когда и так были развозные грузовички на базе "москвичей". Тем не менее этот автомобиль крайне важен для понимания своеобразных представлений работников ТАРЗа об эстетике и дизайне. Когда смотришь на машины марки ТА, создается впечатление, что работники завода могли даже из Cadillac Eldorado сделать фургон (или автобус), придав кузову форму картонной коробки. Но при этом каким изящным курсивом выполнена надпись Tartu! Где еще, кроме СССР, могла существовать такая эклектика?.. Фургон ТА-943 выпускался в 1974-1981 годах. К этому времени на Горьковском автозаводе уже давно был освоен выпуск ГАЗ-52 и ГАЗ-53, но в Эстонии продолжали изготавливать машины на узлах 51-го "газика". Вероятно, причиной тому был традиционный для советского машиностроения дефицит комплектующих: лучшее уходило на предприятия военно-промышленного комплекса, "второй сорт" - на другие крупные предприятия, а автозаводы, перед которыми не ставились экспортные задачи, получали от смежников ту продукцию, которая была в наличии. Визитная карточка автомобиля ТА-943 Год выпуска 1981 Изотермический фургон с колесной формулой 4х2 Двигатель ГАЗ-51 бензиновый карбюраторный, мощность 70 л.с. Грузоподъемность 2000 кг Длина/ширина/высота, мм: 6350/2210/2785 Жизнь и приключения фургона №XII Автомобиль, которому посвящена сегодняшняя рубрика, был найден в Могилеве. Водитель с большим стажем Геннадий Алексеевич выкупил грузовик в далеком 1991 году с целью заниматься грузоперевозками в частном порядке. Можно сказать, что фургон ТА-943 стоял у истоков частного бизнеса в Беларуси. "Тогда, в начале 90-х, это было актуально. Сначала машина работала на автобазе №15 города Кричева, оттуда мои знакомые предприниматели ее купили в Могилев, затем я выкупил ее у них. Эта модель была мне хорошо знакома, в советское время я отработал лет 15 на такой машине. Фургоны ТА были очень подходящими для работы в торговле - много места для груза и большая кабина. Так что если нужно было взять с собой грузчиков, экспедиторов или еще кого-нибудь, то люди могли ехать в кабине, а не в кузове", - рассказывает Геннадий Алексеевич. Действительно, кабина в машине существенно больше, чем в ЗиЛе или ГАЗе. Поскольку часто автомобили ТА предполагалось использовать в качестве рабочей машины для ремонтных бригад, в задней части кабины была оборудована "лавка". При желании ее можно было использовать даже как спальное место. "Машина была на шасси ГАЗ-51 и с двигателем от ГАЗ-51. Позже я переставил ее на шасси ГАЗ-53, но мотор и КП остались "родные". На этой машине я ездил на большие расстояния: из Могилева в Калугу, из Калуги в Тулу, потом в Саранск, Пензу, Энгельс, Саратов, Тамбов. Делал большой круг по России. Ночевал прямо в кабине, как и все водители. Время было неспокойное, останавливаться на ночлег можно было исключительно у постов ГАИ. Хотя иногда и это не спасало - нередко гаишники были наводчиками бандитов". Кабина предельно простая, ощущение от нее остается такое, будто находишься в автомобиле 1930-х годов. При этом рабочее место водителя довольно просторное. Вся информация о машине содержится на стандартном "газоновском" приборном щитке. Указатели типичные, унифицированные с большинством грузовых автомобилей и тракторов, производившихся в СССР. "Газоновский" здесь и педальный узел. И опять обращаю ваше внимание на то, насколько близко педаль "газа" расположена к педали тормоза. Вероятно, нужно было очень привыкнуть, чтобы не нажимать их одновременно, но водители тогда были другие, не изнеженные круиз-контролем и комфортом. Изогнутое лобовое стекло из двух частей с лучшей обзорностью, нежели у предыдущих моделей Тартуского завода, было позаимствовано у автобуса ПАЗ. Торпедо из металла, как и весь интерьер. О травмобезопасных материалах тогда не задумывались. Между сиденьями расположен моторный отсек. Геннадий Алексеевич вспоминает, что двигатель от ГАЗ-51 всегда отличался тяговитостью, но очень не "любил" высоких оборотов. Крейсерская скорость ТА-943 - 50-60 км/ч, расход топлива при этом составлял около 28 л/100 км. В настоящее время машина используется как склад, но при этом заводится и ездит. Доступ в грузовой отсек осуществляется через распашные "ворота" в задней части фургона, а также через боковую дверь. На двери сохранились остатки теплоизоляции, ведь при "рождении" фургоны из Тарту были изотермами. Конструкция подножки несколько усовершенствована Геннадием Алексеевичем. "Родная" подножка гораздо более узкая и менее удобная, особенно в тех случаях, когда приходится долго копаться в моторе. Над лобовым стеклом ТА-943 имеются люки для вентиляции кабины. Открываются и закрываются они вот такими "старомодными" рычагами. Машина 1981 года оставляет глубочайшее впечатление, будто была выпущена еще до Великой Отечественной войны, настолько все в ней сурово и просто-примитивно. На автомобилях ТА-943 устанавливался оригинальный бампер от ГАЗ с традиционными для советских грузовиков "клыками". Возможно, это неэстетично и травмоопасно, но надежно и просто - трос можно хоть набрасывать петлей, хоть привязывать. Проходимость, простота, ремонтопригодность - в какой бы республике СССР ни выпускались автомобили, они должны были отвечать этим требованиям. На обеих осях ТА сохранилась еще советская резина с характерным рисунком протектора. Кстати, по словам владельца, машина простояла без движения восемь лет. Решетка радиатора ТА снимается путем откручивания "барашков", которые на нашем экземпляре уже заменены болтами. Время не пощадило машину, она пережила не одну перекраску и переварку. Как и во многих похожих конструкциях (например, УАЗ-452), от сырости и конденсата в местах соединения пола и лицевой части кабины сварные швы начинают ржаветь. Задние фонари в "нашей" машине претерпели некоторые изменения, хотя непосвященный человек вряд ли заметит здесь что-то инородное. Оригинальная система индикации автофургона ТА-943 представлена на нижнем фото. В заключение предвижу возможные гневные комментарии: дескать, зачем показывать такой хлам, хозяин не сумел сохранить машину и т.п. Во-первых, другого автомобиля такой марки, возможно, в Беларуси нет. Выпуск фургонов марки ТА не был массовым, к концу существования СССР машина была безнадежно морально устаревшей, что и предопределило ее быстрое естественное вымирание. Во-вторых, не всем нужно и не всем по силам восстанавливать старые автомобили. В-третьих, данный грузовик приобретался и использовался в условиях, когда о реставрации предметов промышленной истории никто и не думал, ведь в 1990-х огромное количество людей было занято выживанием. Ностальгия |