"Если что-то неожиданное происходит в одночасье, это занимает некоторое время. Проницательный человек упростил малым палочки сосны пропитав серой. Они были готовы к использованию. Осталось только тереть их на неровной поверхности. Получалось пламя, большое, как пшеничный колос. Это чудо называется "раб, одетый светом". Но когда я начал торговать ими, называл их палочки огня". В 1270 спички уже свободно продавались на рынке в городе Ханчжоу.
В Европе спички были изобретены только в 1805 году французским химиком Шанселем, хотя уже в 1680 году ирландский физик Роберт Бойл (открывший закон Бойля), покрыл фосфором небольшой листок и взял уже известную нам деревянную палочку с серной головкой. Он потер ее о бумагу и в результате вспыхнул огонь
Слово «спичка» происходит от старорусского слова спица - заострённая деревянная палочка, или заноза. Первоначально спицами называли деревянные гвозди, которыми крепили подошву к обуви. Первое время в России спички назывались «зажигательные, или самогарные спички».
Палочки для спичек бывают как деревянные (применяются мягкие породы дерева - липа, осина, тополь, американская белая сосна ...), так и картонные и восковые (хлопчатобумажный жгут пропитанный парафином).
Коллекционирование спичечных этикеток, коробков, самих спичек и других с ними связанных предметов называют филуменией. А их коллекционеров называют филуменистами.
По методу зажигания спички бывают тёрочные, которые зажигаются при трении о поверхность спичечного коробка и бестёрочные, которые зажигаются о любую поверхность (вспомните как Чарли Чаплин зажигал спичку о свои брюки).
В древности, чтобы развести огонь, наши предки использовали трение дерева об дерево, потом стали использовать кремень и изобрели огниво. Но и с ним разжигание огня требовало времени, известной сноровки и усилий. Ударяя сталью о кремень, высекали попадавшую на пропитанный селитрой трут искру. Он начинал тлеть и уже с него, с помощью сухой растопки, раздували огонь.
Следующим изобретением стало пропитаывание сухой лучины расплавленной серой. Когда серную головку прижимали к тлеющему труту, она вспыхивала. А от нее уже поджигали очаг. Так появился прототип современной спички.
В 1669 году был открыт легко воспламеняющийся от трения белый фосфор, который стал использоваться при производстве первых спичечных головок.
В 1680 году ирландский физик Роберт Бойл (1627 - 1691 гг.открывший закон Бойля), покрыл таким фосфором небольшой листок и взял уже известную нам деревянную палочку с серной головкой. Он потер ее о бумагу и в результате вспыхнул огонь. Но к сожалению никакого полезного вывода из этого Роберт Бойл не сделал.
Изобретенные в 1805 году деревянные спички Шапселя имели головку из смеси серы, бертолетовой соли и служившей для окраски головки в красный цвет киновари. Такую спичку зажигали или при помощи увеличительного стекла от Солнца (вспомните как в детстве выжигаали рисунки, или поджигали копирку), или при капании на нее концентрированной серной кислотой. Его спички были опасными в употреблении и очень дорогими.
Немногим позже него, в 1827 году английский химик и аптекарь Джон Уокер (1781-1859) обнаружил, что если покрыть конец деревянной палочки определенными химическими веществами, то чиркая ей по сухой поверхности, головка загорается и поджигает палочку. Химикаты, которые он использовал были следующими: сульфид сурьмы, бертолетова соль, камедь и крахмал. Уокер не запатентовал свои "Congreves", как он назвал изобретенные им первые в мире спички, которые зажигались от трения.
Вскоре он выпустил их на рынок. Первая продажа спичек состоялась 7 апреля 1827 года в городе Хиксо. Уокер заработал немного денег благодаря своему изобретению. Его спички н "Congreves", впрочем часто взрывались и были непредсказуемо опасны в обращении. Он умер в 1859 году в возрасте 78 лет и был похоронен на кладбище приходской церкви Нортон в Стоктоне.
Однако вскоре спички Уолкера "Congreves" увидел Сэмюэл Джонс и решил также начать продавать их, назвав их "Lucifers". Возможно благодаря своему названию спички "Lucifers" стали популярными, особенно среди курильщиков, но у них также был неприятный запах при горении.
Была еще одна проблема - у первых спичек головка состояла из одного фосфора, который отлично воспламенялся, но выгорал слишком быстро и деревянная палочка не всегда успевала загораться. Пришлось вернуться к старому рецепту - серной головке и уже на нее стали наносить фосфор, чтобы легче поджечь серу, которая в свою очередт поджигала древесину. Вскоре придумали еще одно усовершенствование спичечной головки - к фосфору стали подмешивать выделяющие при нагревании кислород химикаты.
Первый удачный рецепт зажигательной массы для изготовления фосфорных спичек по-всей видимости придумал австриец Ирини в 1833 году. Ирини предложил его предпринимателю Ремеру, который открыл спичечную фабрику. Но носить спички россыпью было неудобно и тогда на свет появился спичечный коробок с наклеенной на него шершавой бумагой. Теперь уже не нужно было чиркать фосфорной спичкой о что попало. Проблема лишь оставалась в том, что иногда от трения в коробке загорались спички.
В связи с опасностью самовоспламенения фосфорных спичек начались поиски более удобного и безопасного легковоспламеняющегося вещества. Открытый в 1669 году немецким алхимиком Брандом белый фосфор было проще поджечь чем серу, но его недостатком было то, что он являлся сильнейшим ядом и при горении давал очень неприятный и вредный запах. Рабочие спичечных фабрик, надышавшись парами белого фосфора, буквально за несколько месяцев превращались в инвалидов. Кроме этого, растворяя его в воде, получали сильнейший яд, которым легко можно было убить человека.
В 1847 году Шретер открыл красный фосфор, который уже не был ядовит. Так постепенно началась замена ядовитого белого фосфора в спичках на красный. Первым горючую смесь на его основе создал немецкий химик Бетхер. Он сделал головку спички на основе клея из смеси серы и бертолетовой соли, а саму спичку пропитал парафином. Спичка горела великолепно, но единственный ее недостатком был в том, что она как раньше не зажигалась от трения о шершавую поверхность. Тогда Бетхер смазал эту поверхность составом содержащим красный фосфор. При трении головки спички, содержащиеся в ней частички красного фосфора воспламенялись, поджигали головку и спичка загоралась ровным желтым пламенем. Эти спички не давали ни дыма, ни неприятного запаха фосфорных спичек.
Изобретение Бетхера вначале не привлекло внимание промышленников. Впервые его спички стали выпускать в 1851 году шведы братья Лундстремы. В 1855 году Йохан Эдвард Лундстрем запатентовал в Швеции свои спички. Поэтому "безопасные спички" и начали называть "шведскими". Вскоре после этого шведские спички начали распространяться по миру и вскоре во многих странах было запрещено производство и продажа опасных для здоровья фосфорных спичек. Через несколько десятилетий выпуск фосфорных спичек полностью прекратился.
В Америке история производства собственного спичечного коробка началась в 1889 году. Джошуа Пуси (Joshua Pusey) из Филадельфии изобрел свой спичечный коробок и назвал его "Flexibles". До наших дней не дошло никакой информации о количестве помещавшихся в этот коробок спичек. Есть две версии - их было 20 или 50. Первый американский спичечный коробок он сделал из картона с помощью ножниц. На небольшой дровяной плите он сварил смесь для головок спичек и покрыл поверхность коробка другой яркой смесью для их поджигания. Начиная с 1892 года, Пуси провел следующие 36 месяцев, защищая в судах приоритет своего открытия. Как часто случалось с великими изобретениями, идея уже витала в воздухе и в то же самое время другие люди также работали над изобретением спичечного коробка. Патент Пуси безуспешно оспаривала Diamond Match Company, в который изобрели аналогичный спичечный коробок. Будучи изобретателем, а не борцом, в 1896 году он согласился на предложение Diamond Match Company продать ей свой патент за 4,000 $ совместно с предложением о работе в этой компании. Судиться было из-за чего, ведь уже в 1895 году объемы производства спичек превышали 150 000 спичечных коробков в день.
Пуси поступил работать в Diamond Match Company и проработал в ней до своей смерти в 1916 году. Не смотря на то, что и до 1896 года другие компании изготавливали похожие спичечные коробки, изобретение Пуси получило мировое признание.
В 1910 году в США та же Diamond Match Company запатентовала абсолютно неядовитые спички, в которых использовалось безопасное химическое вещество под названием sesquisulfide phophoroues .
Президент США Уильям Тафт публично попросил Diamond Match Company передать свой патент на благо человечества. 28 января 1911 года Конгресс США установил очень высокий налог на спички, изготовленные на основе белого фосфора. На этом в Америке закончилась эпоха фосфорных спичек.
Самая ранняя из известных коммерческих реклам на спичечных коробках в Америке была создана в 1895 году и рекламировала компанию Mendelson Opera Company. "A cyclone of fun - powerful caste - pretty girls - handsome ward-robe - get seats early." Сверху спичечного коробка была фотография звезды этой комической труппы, тромбониста Томаса Лоудена с подписью " Молодой оперный комик Америки». Оперная труппа приобрела у Diamond Match Company 1 ящик спичечных коробков (около 100 штук) и актеры, сидя по ночам, наклеивали на них фотографии и свою примитивную рекламу. Недавно, единственный оставшийся из 100 изготовленных в ту ночь коробков спичек был продан за 25 000 $.
Эта идея была быстро подхвачена и ориентация пошла уже на более крупный бизнес. Им оказалась пивоварня Пабст в Милуоки, заказавшая десять миллионов спичечных коробков.
Следующей стала реклама изделий табачного короля Дюка (Duke). Он закупил для своей рекламы уже тридцать миллионов коробков. Через мгновение Уильям Ригли - король жевательной резинки Wrigley's Chewing Gum заказал один миллиард спичечных коробков с рекламой своей жевательной резинки.
Идея размещать рекламу на спичечном коробке принадлежала молодому продавцу Diamond Match Company Генри Трауте (Henry C. Traute). Идею Трауте подхватили в США другие выпускавшие спички компании и она приносила огромные доходы в течение первых двадцати лет 20 века. В конце 1920-х годов десятки тысяч рекламодателей использовали спичечные коробки, ставшими самым популярным видом рекламы в Америке.
Но наступила Великая депрессия и денег на рекламу своих товаров у компаний уже не стало. Тогда Diamond Match Company придумала следующий ход и в начале 1932 года она разместила на своих коробках свою собственную рекламу в виде фотографий голливудских кинозвезд. На "самом маленьком рекламном щите в мире," красовались фотографии американских кинозвезд: Кэтрин Хепберн, Слима Соммервиля, Ричарда Ардена, Энн Хардинг, Зазу Питтс, Глории Стюарт, Констанс Беннет, Айрин Данн, Фрэнсис Ди и Джорджа Рафта.
Остальное уже было делом техники. После успеха первой продававшейся за копейки серии, Diamond выпустила спичечные коробки с несколькими сотнями национальных знаменитостей. Фотографии звезд кино и радио были дополнены на задней стороне спичечного коробка их краткой личной биографией .
Далее пошли спортсмены, патриотическая и военная реклама, популярные американские герои, футбольные, бейсбольные и хоккейные команды ... Идею подхватили по всему миру и спичечная коробка во всех странах стала окном рекламы и агитации.
Но только, пожалуй США стали единственной страной. где в 40-е годы к пачке сигарет придавался бесплатный коробок спичек. Они были неотъемлемой частью каждой покупки сигарет. Цена на спичечный коробок, не увеличилась в Америке за пятьдесят лет. Так взлет и падение спичечного коробка в Америке отслеживал количество продаваемых пачек сигарет.
В Российской империи первые фосфорные спички начали выпускать в середине 1830- х годов. Количество выпускавших их фабрик к выходу в 1848 году закона разрешающего их производство лишь в Москве и в Санкт-Петербурге достигало 30. В следующем году работала только одна спичечная фабрика. В 1859 году монопольный закон отменили и в 1913 году в России работала 251 фабрика по производству спичек.
В 1922 году в СССР все фабрики были национализированы, но их количество после разрухи стало на порядок меньше. К началу Великой Отечественной войны в СССР выпускалось около 55 коробков спичек на человека. В начале войны большинство спичечных фабрик оказались на территории занятой немцами и в стране начался спичечный кризис. Огромные потребности в спичках легли на восемь оставшихся спичечных фабрик. В СССР стали массово выпускать зажигалки. После войны производство спичек снова быстро наладилось.
Цена на спички была минимальная и после денежной реформы 1961 года неизменно составляла 1 копейку. После распада СССР, как и другие фабрики и заводы, спичечные подверглись массовому банкротству.
Сегодня спички снова не представляют собой дефицит и стоимость коробка (около 60 спичек) составляет 1 рубль. Кроме всем знакомых обычных спичек, в России продолжают производится следующие из разновидности:
Газовые - служащие для зажигания газовые горелки.
Декоративные (подарочные и коллекционные) - наборы коробков спичек с различными рисунками, часто имевшими цветные головки.
Каминные с очень длинными палочками для зажигания каминов.
Сигнальные - которые дают при горении яркое и далеко видное цветное пламя.
Термические - при горении этих спичек выделяется большее количество тепла, а температура их горения намного превышает обычную спичку (300 градусов Цельсия).
Фотографические - дающие при фотографировании мгновенную яркую вспышку.
Хозяйственные в большой упаковке.
Штормовые, или охотничьи - эти спички не боятся сырости, они могут гореть на ветру и под дождём.
- 0
Просмотров: 4 164 | Категория:
Ностальгия