Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Дагестан — Чирюртские гидроэлектростанции (50 фотографии)
22 декабря этого года исполнится ровно 50 лет со дня пуска в эксплуатацию Чирюртской ГЭС-1. В тот далекий день 1961 года запуск станции осуществил дежурный инженер Зубаир Магомедов, который впоследствии на протяжении 37 лет возглавлял Каскад Чирюртских ГЭС. В состав комплекса Чирюртских ГЭС входят 3 электростанции: Чирюртская ГЭС-1, Чирюртская ГЭС-2 и Гельбахская ГЭС (Чирюртская ГЭС-3). Комплекс является нижней ступенью Сулакского каскада. Знакомство со станцией мы начнем с генплана, который был разработан Бакинским отделением «Гидропроекта». За 50 лет, конечно, многое изменилось, но основные сооружения остались те же. Рядом находится музей, где можно увидеть макеты ГЭС, а также различные исторические фотографии и документы. На фото — фрагмент макета строительства Гергебильской ГЭС. Немного исторических фотографий из музея ГЭС. Монтаж гидроагрегатов. Строительство здания ГЭС. Наше посещение станции началось с диспетчерской. Сейчас, в преддверии юбилея, здание находится на косметическом ремонте, поэтому внутри все заставлено лесами. Проходим обязательный инструктаж по технике безопасности. Гамзата Исакова можно с уверенностью назвать потомственным крановщиком. Начав работу в Каскаде Сулакских ГЭС в 1995 году стропальщиком, сейчас он является машинистом мостовых и козловых кранов. А его отец также работал машинистом кранов в компании КаспийСГЭМ. В здании ГЭС установлено 2 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 36 МВт, работающих при расчётном напоре 42,5 м. В ближайшее время начнется программа комплексной модернизации станции. В машинном зале Чирюртской ГЭС-1 установлен мостовой кран грузоподъёмностью 150/30 тн (два гака: 150 тн — главный подъем и 30 тн — вспомогательный), предназначенный для обслуживания оборудования машинного зала, а именно — переноса тяжёлых деталей гидроагрегата на монтажную площадку при ремонте. Эстетическая красота старого оборудования. ГЭС сыграла большую роль в развитии промышленности Дагестана. Спускаемся в дебри технических помещений. Вал, соединяющий рабочее колесо и генератор. Он имеет длину 3,6 метра, диаметр — 0,6 метра и вращается со скоростью 187 оборотов в минуту. В этих трубах находится турбинное масло. Самое ценное на станциях — это люди, которые там работают и которые нас встречали и организовывали поездку. Большое вам спасибо за интереснейшие впечатления! Аккумуляторная. Отводящий канал станции. Впереди два моста (старый, уже неиспользуемый, и новый) федеральной трассы «Кавказ». Здание ГЭС и ОРУ (Открытое распределительное устройство). ГЭС построена по плотинно-деривационной схеме. ОРУ. Эти тросы протянули специально для гидроизмерений, выполняемых в свое время по заказу какой-то исследовательской организацией. На трос навешивалось специальное оборудование, которое опускалось в воду и брало показания, по которым, в свою очередь, определялся расход воды через турбины. Металлические турбинные водоводы диаметром 5,4 метра. Справа находится грязеспуск. Вид на станцию после открытия. Современный вид. На трубах в нижнем левом углу можно увидеть хитрое соединение — это телескопический шов, который компенсирует температурные расширения водоводов. Запорное устройство на козловом кране, который стоит на напорно-станционном узле. Вода к узлу подводится по деривационному каналу длиной 3458 м, шириной по дну — 7 м и глубиной – 8,8 м, рассчитанного на расход 200 м³/сек. Напорно-станционный узел. Чирюртская ГЭС-1. Звезда на кране. Раньше она подсвечивалась. Козловой кран водозабора. На отводящем канале ГЭС-1 находится вторая станция, которая имеет собственное имя — «Пионер Дагестана». Есть две легенды, почему Пионер: Из книги Шахрудина Шамхалова «Дагестан: моя любовь и судьба», глава 6 «С чего начинался каскад». (Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1998 г.): «В ходе возведения Чирюртовской ГЭС по инициативе строителей параллельно взялись еще за одну гидростанцию — «Пионер Дагестана». Интересно, как пионеры «пробили» агрегат для нее. Оборудование для малых ГЭС не выпускалось, но мы послали группу пионеров и комсомольцев на Украину, там они побывали на Харьковском заводе электротурбин и уговорили комсомольцев завода собрать для Дагестана уникальные агрегаты. Вскоре из Харькова пришла телеграмма с указанием стоимости этих агрегатов и необходимостью подтвердить согласие. Я дал команду перечислить деньги. Так был решен вопрос строительства еще одной ГЭС — «спутника» Чирюртовской ГЭС. Все юные энтузиасты были поощрены и отправлены в лучшие пионерские лагеря страны». Вторая легенда, рассказанная работниками станции, состоит в том, что металлолом, собранный пионерами, был использован для изготовления гидроагрегата. Сейчас станция находится на ремонте — идет текущий ремонт гидроагрегата и бетонной облицовки отводящего канала. Подводные сооружения отводящего канала, которые обычно не видны. Мощность ГЭС — 9 МВт. В здании установлен один поворотно-лопастной гидроагрегат, работающий при расчётном напоре 7 м. На нем вы можете увидеть номер «3» — это единая нумерация с ГЭС-1. В конце 2008 года на ГЭС был проведен расширенный капитальный ремонт. В частности, были заменены статор гидрогенератора и его система возбуждения, а также изменена форма отсасывающей трубы. Углублён, очищен и отремонтирован отводящий канал, что привело к увеличению рабочей мощности ГЭС на 2 МВт. Ах, какие показометры. Какие-то показометры снова. Их там много. Цилиндр снизу — это привод лопаток направляющего аппарата. Али Магомедов, начальник гидротехнического участка. Работы в канале. И это какая-то маленькая ГЭС! А каков масштаб! Кстати, тут применен интересный водосброс — боковой, совмещенный со зданием ГЭС. Странные купола наверху. Как оказалось, из-за малого здания ГЭС весь ремонт осуществляется на улице: вытащенные агрегаты накрывают вот этими шатрами и все работы ведутся внутри. Козловой кран станции и трансформатор. Интересные фоторепортажи |