Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Мгновения 17-и мгновений весны! (37 фото + текст)
Великий фильм, всех времен и народов, гениальные актеры, замечательная режиссура, что вы об этом знаете? Постараюсь вам рассказать об этом прекрасном фильме. В романе заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии РСФСР Юлиана Семенова, разоблачаются попытки сговора нацистских главарей с наиболее агрессивной частью военно-промышленного комплекса США в период второй мировой войны. Роман построен на документальной основе. Главный герой романа - дзержинец-интернационалист М. М. Исаев (Штирлиц). Согласитесь, если бы не последняя фраза, вы бы с большим трудом смогли догадаться, о каком произведении идет речь. Но именно так в начале 70-х звучала аннотация к роману Юлиана Семенова. 12-серийные «Семнадцать мгновений весны» - один из первых отечественных телесериалов. Режиссер - Татьяна Лиознова, самым известным фильмом которой к тому моменту были «Три тополя на Плющихе», в ролях – Вячеслав Тихонов, Лев Дуров, Леонид Куравлев, Олег Табаков, Леонид Броневой, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев и многие другие. Съемки «17 мгновений весны» начались 11 апреля 1971 года в Берлине. В течение двух лет съемочной группе пришлось поколесить по свету - по Германии, Прибалтике и Грузии. Когда работа близилась к концу, оказалось, что выход ленты на экраны под большим вопросом: закончились деньги. Из-за обилия актеров, декораций и нарядов картина получилась настолько дорогой, что не хватило средств на 12-ю, заключительную, серию. Кстати, ни одного костюма не выпускали без утверждения консультанта полковника Брауна, который в свое время служил в разведке. Уточнялось все - от маленьких значков до петлиц и погон. Костюмы шили мастера из генеральских ателье. Когда группа приехала на съемки в Германию, немцы так безграмотно одели массовку, что у режиссера испортилось настроение. Спасла ситуацию художник по костюмам. Дело в том, что из Союза она привезла шестьдесят ящиков костюмов. Только для Вячеслава Тихонова заготовили сто рубашек - их негде было стирать, к тому же не было костюмера, которого из экономии не зачислили в группу. В итоге на следующий день статистов одели так, что немцы были просто потрясены. Сериал показали почти сразу после окончания монтажа. Первую серию советские зрители увидели 11 августа 1973 года в 19.30 по первому каналу ЦТ. Успех был ошеломляющий. Интересный факт из "17 мгновений весны". Помните характерное движение головой, дергание шеей у Мюллера-Броневого? Лиознова была в восхищении от умения Броневого одним жестом подчеркнуть раздраженное состояние шефа гестапо. А на самом деле просто воротничок рубашки в одной из сцен оказался для актера узким, ему это не нравилось, и он дергался. Но решили все это оставить и придумали такой тик для Мюллера. Председатель КГБ Юрий Андропов просил изменить в фильме две детали: убрать из титров фамилии реальных консультантов с Лубянки, поскольку это были действующие офицеры разведки, и добавить эпизод о рабочем движении Германии. Мол, в сериале слабо отражена роль немецкого пролетариата. Первое пожелание выполнили легко, а над вторым пришлось поломать голову. К счастью, Татьяна Лиознова вспомнила, что у нее были кадры хроники с Эрнстом Тельманом. В итоге эту сцену ловко вмонтировали в уже готовую серию. Вообще же, вся картина производит иллюзию документальности. Чтобы создать ее, Лиозновой пришлось просмотреть десятки километров военной кинохроники – и нашей, немецкой. "Иной раз от увиденного становилось дурно, - вспоминает Татьяна Михайловна. - Выбегала из зала, чтобы не упасть в обморок, но все равно заставляла съемочную группу, включая артистов, ездить в архив кинофотодокументов!". Были на площадке и забавные истории, которые со временем стали байками. К примеру, когда Штирлиц раскладывал из спичек различные фигурки или рисовал картинки, в кадре крупным планом появлялись чужие руки. Дело в том, что у Вячеслава Тихонова на левой руке красуется юношеская шалость - наколка "СЛАВА". Как ее ни гримируй, все равно будет заметно. Если присмотреться, Тихонов даже на общих планах старается спрятать тыльную сторону ладони от зрителя. Так что руки Штирлица на самом деле принадлежат ассистенту художника Феликсу Ростоцкому. Кроме того, он писал телеграмму за Евгения Евстигнеева, у которого просто был плохой почерк. Фидель Кастро какое-то время недоумевал, почему на каждом вечернем заседании кубинского правительства не досчитывается нескольких ключевых министров. Наконец Фиделю шепнули, что ответственные товарищи сбегают домой, чтобы посмотреть по телевизору новый советский фильм о разведчиках – «17 мгновений весны». Кастро поступил радикально: потребовал привезти ему картину и устроил просмотр для членов правительства. Всех оставшихся двенадцати серий сразу! На главную роль пробовались Олег Стриженов и Арчил Гомиашвили. Кандидатуру последнего, только-только прославившегося на всю страну как Остап Бендер в фильме Леонида Гайдая "12 стульев", лично отстаивал автор романа Юлиан Семенов. Но в итоге Штирлица сыграл Вячеслав Тихонов. Долго не могли найти актера на роль Гитлера. Пробовался даже Леонид Куравлев. Получалось неубедительно. В конце концов, Адольфа Гитлера сыграл немецкий актер, а Куравлеву досталась роль одноглазого эсэсовца Айсмана. Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей русскую радистку Кэт, была Констанция из «Трех мушкетеров» Ирина Алферова. На роль жены Штирлица пробовалась Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи, влюбленной в главного героя. Ну а супругой советского разведчика было суждено стать актрисе Театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, которую привели на площадку за день до съемок. Сцены свидания в кафе в романе не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, многим нашим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными. Кстати, сперва режиссер собиралась показать не только жену Штирлица, приехавшую на встречу, но и маленького сына, которого разведчик еще якобы не видел. Но после кинопроб Татьяна Лиознова поняла, что ребенок будет отвлекать внимание, и отказалась от этой идеи. А ребенка радистки Кэт играли сразу шесть младенцев – съемки шли долго, а дети росли. Многое в «17 мгновениях весны» строилось на импровизации. Например, собака (ну которая "Чей же ты, дурашка?") вообще попала в кадр случайно. Штирлиц загнал свой "Мерседес-Бенс" во двор коттеджа, и тут неожиданно появился этот пес, которого хозяин отпустил с поводка. Он просто подошел и положил морду в руки Тихонову. Камера продолжала работать, Тихонов продолжал играть, импровизируя, в то время как съемочная группа вместе с хозяином дворняги с трудом сдерживала слезы. Особая тема - музыкальное оформление фильма. Микаэл Таривердиев написал для фильма 18 мелодий, но в картину вошли только две. Правда, сразу после выхода картины пошли разговоры, что мелодия "Не думай о секундах свысока" очень похожа на "Историю любви" Мишеля Леграна. Лиознова старалась защитить Таривердиева. Может, потому, что сама настояла, чтобы именно он писал музыку к "Мгновениям". Таривердиев был тогда весьма популярен и востребован, и ей пришлось его уговаривать. Композитор отказывался, приводя весьма своеобразный довод: мол, он не пишет для фильмов, в которых снимают Сталина. В итоге все же договорились...
Целая эпопея была с исполнителями песен. Прослушали всех лучших певцов Советского Союза, в том числе Лещенко, Ободзинского, Магомаева, подумывали о Толкуновой. В итоге остановились на кандидатуре Иосифа Кобзона. Но Таривердиев был категорически против: они из-за чего-то поссорились накануне. Так что когда Кобзон записывался, режиссеру приходилось расставлять на лестничных клетках кордоны, которые извещали ее о приближении композитора! Кстати одна из легенд, в свое время витавших вокруг картины, гласила, что кандидатуру Кобзона "зарубили" сверху, именно поэтому он не попал в титры картины. На самом же деле все было намного прозаичнее. Когда заказывали титры, фамилия исполнителя песен еще не была известна. В общем, говорить о «17 мгновениях весны» можно бесконечно. Напоследок два любопытных факта - в самом финале Штирлиц садится отдохнуть перед возвращением в Берлин. А мимо него проезжают "Жигули" и "ЗИЛ" с прицепом. Видимо, победа совсем близко. Про "истинных арийцев" и "нордические характеры" – это изобретение сценариста. В настоящих личных делах сотрудников СС такого не было.ГДЕ СНИМАЛИСЬ «17 мгновений»Съемки картины «Семнадцать мгновений весны» проходили в разных частях СССР и за границей.Неразрушенный Берлин снимали в столице ГДР, точнее в ее восточном секторе.Швейцарскую границу пастор Шлаг переходил на съемках в Грузии.Явка советского разведчика в Берне на Цветочной улице была «провалена» в Риге, где ее до сих пор показывают как одно из самых достопримечательных мест столицы Латвии.Зоологический музей (музей природы), где Штирлиц ждал Бормана, снимали в Ленинграде.Убийство подлеца Клауса (невыездного тогда актера Льва Дурова) произошло в подмосковном лесу.За несколько часов до провала Профессор Плейшнер начинает идти в Майнсе (правильно: Мейсене) в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. И все это не скрывается от зрителя. Ведь главное – не единство места.Советские кинематографисты успешно снимали кино о Западной Европе на рижской улице Яуниела.На ее четной стороне Игорь Масленников снимал Бейкер-стрит.Нечетную сторону Татьяна Лиознова выдала за Цветочную улицу Берна в фильме «Семнадцать мгновений весны». Эта сцена вообще снималась не в Риге, а в городе Майсен, близ Дрездена, в тогдашнем ГДР. Об этом четко говорится в фильме Леонида Парфенова «Семнадцать мгновений весны. 25 лет спустя».Вот оригинальный кадр: А вот как выглядело это знаменитое место в 1998 году во время съемок фильма о фильме (слева – режиссер-постановщик Татьяна Лиознова, справа – сам Леонид Парфенов, изображающий походку Плейшнера): Авторам фильмов приходится выдавать одни города и страны за другие по разным причинам. Получается обман во благо зрителя. Без географических фальсификаций съемки зрелищного фильма могут оказаться невыполнимой задачей.Часто режиссеры не могут найти места для съемок фильма (как принято говорить в кинопроизводстве – натуру) там, где это предусмотрено сценарием фильма.Унылый пейзаж или изменения в архитектуре вынуждают режиссера снимать нужные для фильма виды в другом месте.При съемках фильма произошло редкое явление в мире кино – в роли университетской клиники «Шарите» выступила настоящая клиника Шарите в Берлине. Смотрите сами – кадр из фильма: Это же место в нынешнем Берлине. Высокого дерева перед зданием уже нет, да и дорожки переделаны: Клиника Шарите основана в 1710 году и относится к старейшим традиционным медицинским учреждениям Германии. Одновременно она является одной из старейших университетских клиник Европы. Щирлиц и Кэт выходят из клиники: Возьмем кусочек фотографии, показанной выше и наложим на кадр из фильма – несомненно, что это снималось в Берлине. Дверь не точно та же, но из этого же комплекса Шарите! Детали оформления и пропорции те же самые. Смотрите: тот же цоколь, те же профили сбоку, те же закругления над декоративной решеткой, те же филенки – прямоугольник и почти квадрат.Ворота клиники Шарите в фильме: И вот они же на современном фото – как видите, визуально почти не изменились (видно, что их заменили на более новые, но с сохранением старого стиля), и светильники на столбах другие: Так клиника могла выглядеть в годы войны, при Штирлице: Вот Штирлиц проходит мимо стены, которая летом должна быть покрыта вся зелеными листочками: Хотя и сейчас вьющиеся растения здесь не редкость: Церковь пастора ШлагаНо продолжим изучать места боевой славы штандартенфюрера фон Штирлица в Риге.Одним из таких мест была церковь пастора Шлага, на самом деле – лютеранская церковь Креста, памятник архитектуры государственного значения, в Риге, ул. Ропажу (Ropažu iela) 120.В фильме пастор выходит из церкви, чтобы убедиться, что Клауса никто не ищет: Судя по архитектуре портала, это должен быть вход в церковь Креста в Риге. Но который из нескольких?Самое интересное, что нужный нам вход находится рядом с главным (на фото – справа) и удивительно, что пастор предпочел обозревать окрестности лишь улицы Крустабазницас, в то время как от главного входа ему был бы виден весь перекресток упомянутой улицы с ул. Ропажу и сама ул. Ропажу (во времена съемок – ул. Гагарина): Посмотрим же и другие возможные места для бегства агента Клауса, если бы таковые понадобились бы.С другой стороны церкви есть немного похожий вход: Однако, интрига в том, что интерьер церкви пастора Шлага, знакомый нам по фильму, снимался не здесь. А где же?Где пастор Шлаг починял орган и проводил богослуженияВ рижской церкви Св. Павла Вот каков интерьер церкви пастора Шлага в фильме: А вот каков он в жизни: Помните, в фильме пастор Шлаг починял орган? Это его нынешний общий вид: Приведя орган в порядок, пастор Шлаг спускается по лестнице: Проследуем же за ним! Эта лестница в наши дни: Пастор проходит под балконом с органом: Этот же вид сегодня: Идет к выходу сбоку от алтаря: Этот же выход в наши дни: Кстати, возникает вопрос – отчего съемки фильма не проходили внутри церкви Креста, а здесь?В церкви Креста интерьер все-таки бедноват. Это, кстати, очень характерно для местных лютеранских церквей – минимум обстановки, больше божественной чистоты.И есть детали, которые выдают недавнее происхождение церкви Креста, как-то:пологие сводынетрадиционная форма боковых окон, с отсутствием готических элементов в окнахдеревянные балконы и кафедра не смотрятся старинными, многовековыми.Пастор Шлаг, с его связями вряд ли мог служить в совсем уж затрапезной церквушке. Поэтому и нужен был соответствующий интерьер, по-лютерански строгий, но достаточно роскошный, с элементами средневековой архитектуры.Так что, был выбран идеальный вариант из рижских церквей, с соблюдением чувства меры, потому что остальное либо роскошнее (что для деревни уже не подходит), либо беднее.Ностальгия |