Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Как добывают золото на Чукотке в подземных рудниках (21 фото)
0+ Добрались и до арктической тундры в Чукотке. Здесь, на краю земли, золодобытчики нашли под одной из сопок месторождение золота. Вот только жилы находятся глубоко под земле (как они это узнали?), поэтому пришлось строить подземный рудник. Теперь из него 364 дня в году в режиме 24/7 забавными приплюснутыми самосвалами вывозят миллионы тонн породы, чтобы выковыривать из нее золото буквально по крупинкам. Причем, природа как специально спрятала золото там, где условия жизни и работы человеку максимально не походят: полярные ночи, агрессивный арктический климат, полное отсутствие дорог, связи, удаленность от цивилизации и миллионы голодных жирных комаров. Самое интересное, что месторождение Майское, в 187 км от Певека, было открыто еще в далеком 1972 году, входит в пятерку самых богатых в России, но разрабатывается только последние 10 лет. Почему? Все дело в том, что золото здесь не в явном виде, а в прямом смысле растворено в миллионах тонн породы и раньше просто не было технологии, которая позволяла бы его извлечь. Причем так, чтобы стоимость добычи 1 условного грамма получилась дешевле, чем стоимость его продажи на рынке. Как только такая технология появилась, питерская компания "Полиметалл", которой принадлежит это месторождение, высадила в чукотской тундре десант, за несколько месяцев построила вахтовых поселок и запустила под землю бурильные установки, экскаваторы и самосвалы. Подземная техника совсем не похожа на привычную карьерную: все машины выглядят приплюснутыми и обладают высокой маневреностью, чтобы поворачивать чуть ли не на месте. Обычные грузовики и погрузчики в подземных выработках просто не развернутся. Только если будут низкие и верткие, как гусеницы (на которых некоторых из них и похожи) Подземный погрузчик. В сердце рудника попадаешь по почти километровому подземному тоннелю. Он опускается ниже уровня вечной мерзлоты и в какой-то момент ты начинаешь ощущать себя крохотным муравьем в каком-то огромном подземном городе. Уровней, галерей, тоннелей, переходов и этажей здесь какое-то невероятное количество и в первые часы ты просто поражаешься, как водители ориентируются в этом муравейнике. Пассажирский автобус в подземном руднике. На самом деле, весь рудник есть в виде компьютерной 3D-модели у инженеров и диспетчеров, а чтобы диспетчер знал, кто и где находится, перед спуском под землю каждый рабочий получает фонарь с персональным чипом, который передает в диспетчерскую его местонахождение в режиме реального времени. Вместе с фонарем у каждого с собой самоспасатель, который абсолютно всегда необходимо держать при себе. Причем, это правило касается совершенно всех, будь то обыкновенный проходчик или генеральный директор компании. Самоспасатель - единственное, что может спасти рабочего от дыма или пыли в случае сильного обвала. Если его оставить в машине, выйдя на минутку, до машины можно уже не добраться, если что-то случится. Самоспасатель на правом боку у рабочего. Перед тем, как я спускался на рудник, чтобы сделать эти фотографии, мне показали, как пользоваться самоспасателем, заставив все повторить и относиться к этому вопросу крайне серьезно. Протяженность всех подземных тоннелей на месторождении Майское более 27 километров. Каждый день она увеличивается еще на 10-15 метров: вынимается пустая порода и добываются золотоносные пласты. Если вы думаете, что тоннели на рудника роют огромные землеройные машины, то это не так. Проходную осуществляют взрывным способом. Причем, разработка подземных выработок происходит одновременно в разных местах и все происходит по следующему алгоритму: Сначала геологи определяют, где идет золотоносный пласт, чтобы по нему строить направление движения выработки. Затем приходят маркшейдеры и размечают места бурения для последующей закладки взрывчатки. Разметка мест для закладки взрывчатки. Когда разметка сделана, привозят бурильную установку, которая сверлит камень под закладку взрывчатки по четко по заданным маркшейдерами параметрам. Здесь нужна ювелирная точность, чтобы заряды идеально отделили запланированный объем породы либо золотоносной руды. Качество взрыва напрямую зависит от точности бурения. Если ошибиться, то может понадобиться или дополнительное бурение и взрыв (а это потеря 0,5 суток), или вместе с пустой породой отделят богатую золотом и вывезут в отвал. Бурильщик за работой. В скважины закладывают взрывчатую смесь и производят подрыв пласта. Взрывные работы проводятся дважды в сутки. Перед взрывом из рудника выводится вся техника и люди и пока взрывники выполняют свою часть работы, у рабочих происходит пересменка. Как только подрывы произведут на всех участках и вентиляция удалит образовавшийся газ, новая смена заступит на работу. Смена длится 10 часов и их на руднике две. По 2 часа между сменами проводят взрывы и удаление газа. После взрыва в эти места направляют погрузчики и самосвалы для вывоза отделившейся породы или золотоносной руды (в зависимости, какой именно в данный момент там был пласт). Пустую породу вывозят в отвал, а полезную руду - на рудный двор для дальнейшей переработки. Когда идет работа с золотоносным пластом, на точке присутствуют геологи, которые с помощью специального оборудования анализируют содержание золота в пласте и направляют работу на этом горизонте (для дальнейшей работы маркшейдеров, бурильщиков и снова по том же алгоритму) Отколовшуюся после взрыва породу или руду вывозят довольно быстро, буквально за пару часов, и погрузчики с самосвалами сменяет крепильная машина. Она фиксирует своды и стены выработки, чтобы дальше можно было работать в тоннеле обвалов и аварийных ситуаций. На Майском порода в подземелье очень хрупкая, поэтому большинство стен и сводов буквально обшивают металлической сеткой, которую сначала закрепляют специальными анкерами, а затем заливают бетонной смесью. Раньше крепеж производился долго, т.к. его делают вручную. Сейчас все делает машина, чем-то напоминающая огромный степлер. Когда крепеж закончен, сюда снова привезут маркшейдеров, которые разметят места для бурения, бурильная установка готовит скважины для закладки зарядов. их взорвут и снова грузовики, погрузчики и крепеж... . В среднем за сутки в каждом месте, где идет разработка, удается пройти около 3 метров. Мертвую породу вывозят в отвал, а ценную руду поднимают на поверхность и складируют на, так называемом, рудном дворе. Её, кстати, не сваливают в общую кучу, а раскладывают по разным кучкам, в зависимости от содержания в ней золота: более бедную в одно место, более богатую - в другое. Позже ее будут смешивать во время обогащения, чтобы работать с необходимым усредненным значением в соответствии с разработанной технологией. Сейчас это просто горы каких-то серых и черных камней, и сложно даже представить, что в этой огромной куче спрятаны килограммы золота. Но до него еще очень далеко: сначала руду будут обогащать на специальной фабрике, затем обогащенную руду переработают и выплавят из нее слитки Доре. И только потом на афинажном заводе из них отольют слитки уже 999,9-й пробы. Не проверены / Интересные фоторепортажи |