Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
«Повелитель грязи» (19 фото)
0+ MudMaster крупным планом. У этой машины привод на шнеки не механический, а электрический, то есть дизель работает как генератор Мы также начнем с упоминания этой машины в контексте изучения возможностей военного применения шнекоходов, поскольку более близкое знакомство с ней открывает некоторые весьма неожиданные стороны шнекохода. Все же ясно! Не совсем… Со шнекоходами в военном применении, казалось бы, все явно и вердикт об их непригодности давно вынесен и особо обжалованию не подлежит. Да, шнекоход весьма хорош на жидкой грязи, но не может передвигаться по твердому грунту, по дорогам с твердым покрытием. Я даже не стану приводить обычного списка контраргументов против шнекоходов, поскольку, если рассматривать именно с военной точки зрения, они очень смехотворны. Реальные причины, почему шнекоходы так и не стали широко распространенным типом машин, состояли, на мой взгляд, в двух моментах. Момент первый. В момент зарождения бронетанковой техники, и шнек, и гусеница были хорошо известны конструкторам. Есть даже сохранившийся образец «Фордзона» со шнековым двигателем. Компания Форда предлагала своим покупателям дополнительный комплект шнеков, которые устанавливались на серийный трактор. Это техника 1920-х годов. Один из немногих сохранившихся до наших дней тракторов со шнеками Но дело в том, что все части и детали гусеничного движителя могли быть изготовлены относительно простыми и распространенными в машиностроении методами: литьем, ковкой, штамповкой. Колеса и катки обычно отливались, гусеничные траки могли отливаться или штамповаться. А вот для шнека требовалась куда более сложная технология. Основу шнекового движителя составляла труба большого диаметра, на которую наваривался винтовой гребень шнека (по-английский blade – лезвие). Массовое производство труб большого диаметра было освоено только в 1960-е годы, когда появились методы сваривания труб либо из двух стальных полос – штрипсов, либо из одной полосы, сворачиваемой спиралью. До Второй мировой войны таких технологий еще не было, и трубы диаметром более 300 мм почти не выпускались. Даже самые крупные (а, стало быть, редкие и дорогие) трубы не подходили для сколько-нибудь крупной шнекоходной техники. Второй момент. Как следует из диссертации, защищенной в 2010 году Джоном Т. Фрибергом в Университете Южной Флориды, первое исследование шнекоходов, конструкции и сравнительной эффективности шнеков разного типа было выполнено только в 1961 году доктором Б. Колом (B. Cole) в Великобритании. Он исследовал и испытал различные конструкции шнеков и установил наиболее выгодные соотношения размеров диаметра, длины, высоты и угла гребня. Это очень интересный момент. По сути дела, ранние попытки создать шнекоход, будь то фордовский Fordson, или проект шнековой снегоходной машины для Армии США M29 Weasel (разрабатывался Джеффри Пайком – Geoffrey Pyke), строились на чисто эмпирических попытках, и эффективность этого типа техники могла получиться лишь случайно. Неизвестность принципов конструирования эффективных шнеков в сочетании с технологическими трудностями изготовления трубы достаточных размеров, сделали шнекоход неконкурентным по сравнению с гусеницей. Доктор Кол выяснил, что наилучшее соотношение диаметра шнека к длине составляет 1:6, то есть при длине машины в 6 метров, диаметр шнека должен быть 1 метр. Оптимальная высота гребня составляет 0,125 к диаметру шнека, то есть, при диаметре шнека в 1000 мм высота гребня должна составлять 125 мм. Оптимальный угол наклона гребня к оси шнека лежит в пределах 30-40 градусов. Испытания дали следующие результаты. На твердых и сухих грунтах, шнекоход действительно показал себя неважно. На сухом песке скорость движения составляла 4 км в час, а на сухом и твердом грунте – 8 км в час. Шнекоход ездит и по твердому грунту, но медленно, и при этом на сухом песке подгребает его перед собой, подобно бульдозеру. Добавление воды кардинально меняло все дело, и шнекоход показывал уже хорошие показатели скорости: по грунту с водой — 32 км в час, по снегу – 40 км в час, по воде до 10 км в час. Советский шнекоход ЗиЛ-29061 продирается через заболоченный лес. Танкам в такой местности делать нечего. Поздние машины, такие как ЗиЛ-2906, DAF Amphirol и Riverine Utility Craft, созданные с учетом этих достижений, показывали среднюю скорость по заболоченной местности в 30 км в час, а Riverine Utility Craft фирмы Chrysler с алюминиевыми шнеками развивал скорость даже до 46 км в час. Это уже вполне соответствует скорости передвижения танков. Для сравнения, Т-72 развивал по пересеченной местности скорость 35-45 км в час. Однако, результаты исследований доктора Кола уже мало на что повлияли, хотя и открывали возможность создания эффективных шнекоходов. К 1960-м годам гусеницы боевых машин и танков давно были отработаны, избавились от многих "детских болезней", стали привычными и распространенными. Сегодня можно снова вернуться к конструированию шнекоходов, поскольку появились необходимые технологии, позволяющие делать трубы большого диаметра (трубы для газопроводов имеют, к примеру, диаметр 1620 мм, что дало бы оптимальную длину шнека в 9720 мм), появились технологии, позволяющие делать шнеки из алюминия или композитов, что позволило бы облегчить их, а также есть теоретический задел, подсказывающий, как именно их нужно конструировать. Возможности MudMaster MudMaster — довольно простая по конструкции машина, основу которой составляет рама из стальных балок, по углам которой крепятся узлы подвески шнеков. На раме установлена площадка, на которой установлен дизель и кабина для водителя. В русскоязычном Интернете широко разошлись статьи, в которых этот шнекоход изображается некоей универсальной машиной, платформой, на которую можно якобы установить любое оборудование. Трудно сказать, было ли это следствием неверного прочтения материалов или это была такая фантазия автора, написавшего об этом шнекоходе. Дело в том, что в английских материалах ничего такого нет. На сайте Residue Solution вообще нет ни слова об установке на шнекоход какого-либо оборудования. У него совсем другие задачи. MudMaster укатывает хранилища шламов и хвостов. Собственно само слово residue из названия австралийской компании означает "хвост, отход" — отходы горнодобывающего или металлургического производства. При переработке бокситов на глинозем остается большое количество жидкой грязи — красного шлама, который сливают в специальные водоемы, обнесенные валами. Чтобы подольше не строить новые шламохранилища, был придуман способ утрамбовки шлама шнекоходом. MudMaster неспешно ездит по шламохранилищу туда и сюда, перемешивая шлам и выжимая из него своим весом воду, которая испаряется. За 40 дней такой работы шнекоход превращает жидкую грязь в плотный и твердый грунт. Утрамбованный шлам освобождает место в шламохранилище и в него можно дальше сливать отходы. Необходимая, но весьма малопочтенная работа. Надо сказать, что это небогатый, но стабильный бизнес. Производителю шнекохода не нужно убеждать алюминиевые компании в полезности своего изделия, поскольку шлам — типовая проблема и повод для постоянных стычек с экологами и местными властями. Жидкий шлам, переполнивший хранилище, может прорвать дамбы и устроить "красный потоп". В октябре 2010 года в венгерском городе Айка, на хранилище шлама завода Ajkai Timf?ldgy?r Zrt из прорыва плотины вылилось 1,1 млн. кубометров шлама, который затопил город Колонтар и три прилегающих района. Погибло 10 человек, отравления получили еще 140 человек. Для компании, владеющей алюминиевым заводом, эта история кончилась национализацией, а глава компании Золтан Баконьи некоторое время сидел в тюрьме, но потом был отпущен без предъявления обвинений. Прорыв шламохранилища в Венгрии Так что утрамбовать шлам, пока он куда-нибудь не вылился — тут даже агитировать не нужно. Австралийская компания, должно быть, даже не продает свои шнекоходы, а, скорее всего, сдает их в аренду или сама выполняет трамбовочные работы. Из способности MudMaster трамбовать грунт вытекает, пожалуй, одно из наиболее важных военных применений шнекоходов именно такой конструкции — сделать разбитые грунтовые дороги снова проезжими. Опыт многочисленных войн, и особенно Второй мировой войны, весьма наглядно показывает, до какого состояния колесная и гусеничная техника может разбить грунтовые дороги. Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер" слегка увязла под Винницей До месива из жидкой грязи, в которой тонут грузовики, танки и даже тягачи, призванные всю эту технику вытаскивать из грязи. Живописанию картин распутицы посвящены многие страницы мемуаров участников той войны, причем с обоих сторон. В любой новой войне, хоть локальной, хоть крупномасштабной, подобная же ситуация несомненно повторится, просто в силу природно-климатических условий. К этому надо быть готовым и иметь для этого специальные инженерные машины. Шнекоход типа MudMaster может с успехом применяться для восстановления разбитых до месива грунтовых дорог. Первая фаза такого восстановления состоит в том, чтобы с помощью нескольких или даже нескольких десятков шнекоходов проехать по такой дороге и пробить утрамбованную колею, по которой может пройти колесная или гусеничная техника. После шнекохода остаются две прекрасные полусферические в разрезе колеи. Колеи от шнекохода после уплотнения грунта. Вторая фаза состоит в том, что шнекоходы могут пройти один за другим, уступом, по всей ширине дороги, перемешать и утрамбовать грунт, а также подровнять его отвальными ножами, которые не так трудно навесить на каждый шнекоход. После этого дорога может быть окончательно выровнена грейдером и отсыпана щебнем, если в том есть необходимость. Также трамбовка дороги шнекоходом вполне может сочетаться с подсыпкой, поскольку на платформу шнекохода можно установить кузов с разбрасывающим устройством, заполняемый щебнем. Подобную операцию можно повторять всякий раз, когда состояние дороги начинает ухудшаться. Также дороги можно улучшать не только летом, но и зимой, поскольку шнекоход прекрасно ездит по снегу и так же утрамбовывает его своим весом. Использование шнекоходов может быть альтернативой очистке дорог от снежных заносов. Помимо этого, шнекоход может пробить и утрамбовать новую дорогу по снежной целине, опционально укрепив ее намораживанием льда, что нетрудно сделать с помощью установленной на нем дождевальной установки, используемой для намораживания ледовых переправ. Так что даже невооруженный (хотя не так трудно установить на нем крупнокалиберный пулемет) и небронированный шнекоход может быть очень полезен на дорожно-инженерных работах в военное время, когда дорогу надо исправить быстро, срочно и с минимально возможными усилиями. В этой части мы рассмотрим необходимость создания специальных шнекоходов военного назначения и их конкуренцию с колесными и гусеничными машинами. По самой топкой грязи Возможно, с этим многие не согласятся, но проходимость существующих типов колесной и гусеничной техники слегка преувеличена и вообще обычно дается без достаточной привязки к несущей способности почв. Потому оценить практическую проходимость боевой техники становится довольно затруднительно. В лесозаготовительной практике, имеющей дело с различной техникой и постоянно вынужденной учитывать ее проходимость по различным грунтам, грунты делятся по несущей способности на четыре типа: I сухие, с несущей способность 3-4 кг/см2 (в основном песок). II маловлажные, с несущей способностью 1,4-2 кг/см2 (супеси и суглинки). III влажные, с несущей способностью 0,5-1,4 кг/см2 (влажный суглинок и влажная глина). IV избыточно увлажненные, жидкая грязь, с несущей способность менее 0,5 кг/см2 (болота, торфяники, сильно переувлажненные участки). В этой классификации глина занимает особое место, поскольку в зависимости от влажности она имеет резко различную несущую способность. Сухая и плотная глина имеет несущую способность 6 кг/см2, сухая глина средней плотности – 2,5 кг/см2, а влажная и пластичная – только 1 кг/см2. По большому счету, проходимость глинистых грунтов сильно зависит от погоды: одна и та же дорога может быть легко проходимой в длительно сухую погоду, и может стать непроходимой после долгих дождей. По данным лесозаготовителей же, на сухие и маловлажные грунты приходится 43% лесозаготовительных площадей. Остальное представлено грунтами либо влажными, либо избыточно увлажненными. Это важный фактор для лесного хозяйства, поскольку сильно увлажненные и заболоченные леса требуют применения гусеничной техники. Типичный пример заболоченного леса Теперь же данные об удельном давлении на грунт различных типов боевой техники: Т-64 – 0,8 кг/см2, Т-72Б – 0,9 кг/см2, Т-80 – 0,9 кг/см2, Т-90 – 0,87 кг/см2, МТ-ЛБ – 0,46 кг/см2, БМП-2 – 0,63 кг/см2 БТР-80А – 2-3,7 кг/см2. Лучшая проходимость у МТ-ЛБ, который пройдет по любым грунтам I-III категорий. Следом стоит БМП-2. Для танков (у которых удельное давление на грунт колеблется в пределах 0,8-0,9 кг/см2) проходимы грунты I-II категории, но на грунтах III категории можно сесть на брюхо. Наконец, БТР-80А предназначен только для езды по сухим грунтам, то есть по песочку, ну можно выбраться на сухой суглинок, желательно поплотнее. Добавим еще вездеход ДТ-30П «Витязь» — 0,3 кг/см2. Весьма хорошее приобретение, с проходимостью по большей части избыточно переувлажненных грунтов. Однако, и его возможностей недостаточно для торфяного болота, которое допускает давление не более 0,25 кг/см2. Итак, для большинства типов боевой техники, колесной и гусеничной, влажные грунты III категории представляют собой серьезное и довольно опасное препятствие. В принципе, такие грунты проходимы и для танков, и для БМП, но оценить на глазок их влажность и несущую способность довольно трудно. Можно и ошибиться. Плотный и твердый на вид грунт вполне может оказаться слишком слабым для тяжелой техники. Ровная зеленая лужайка, на первый взгляд, не представляющая никакой опасности, может оказаться грязевой ловушкой. Причины могут быть разные, например, на этом участке близко к поверхности грунтовые воды, и потому грунт внизу переувлажнен, а сверху подсох и порос травой. Из-за этого постоянно случаются различные казусы. МТ-ЛБ считается техникой с высокой проходимостью, что нимало не мешает посадить ее в грязь на брюхо. Эта "мотолыга" засела во Всеволожском районе Ленинградской области на старой вырубке Та же самая МТ-ЛБ, вид спереди. Можно оценить коварство ландшафта, который на первый взгляд кажется легко проходимым. Однако, менее чем в полуметре от поверхности грунтовые воды и переувлажненный грунт, в который вездеход и засел. Далее, как уже говорилось, погодные условия и затяжные дожди могут резко изменить несущую способность грунтов в сторону ее сильного снижения. Глина, пропитанная водой, снижает свою несущую способность в 5-6 раз, суглинки и супеси в 2-3 раза. Уже этого обстоятельства вполне достаточно, чтобы сделать дорогу непроходимой. Но и это еще не все. Когда по дороге проходит множество машин и танков, они неизбежно разбивают и разрыхляют грунт, создают поверх дороги слой сильно разрыхленного грунта. Несущая способность грунта зависит от его плотности, как уже указывалось для глины. Если к этому добавить затяжной дождь, который сделает из глинистой или суглинистой пыли жидкую грязь, а также промочит и ослабит нижележащий слой, утрамбованный колесами и гусеницами, то вот и получается знаменитая распутица, с морями грязи, в которых танки тонут по башню. Польские танкисты из 9-й бригады на учениях на полигоне недалеко от города Ожиш. Вот оно коварство влажного грунта, по которому уже проехали несколько танков. Для следующего Т-72 разрыхленный грунт оказался слишком слабым. А что шнекоход? У шнекохода с двумя шнеками длиной по 6 метров и диаметром по 1 метру, с общей массой 17 тонн, удельное давление на грунт составляет всего 0,09 кг/см2. У шнеков таких размеров, до половины погруженных в грунт, площадь опоры будет составлять 18,8 кв. метров, что гораздо больше, чем у любых гусениц или любых колес. Причем, на твердом грунте удельное давление на грунт у шнекохода очень высоко: он опирается на него только узкими гребнями. По мере уменьшения плотности и несущей способности грунта, поверхность опоры шнеков все возрастает, пока на самом слабом грунте, в торфяном болоте, не достигнет своего максимума. 0,09 кг/см2 – это даже меньше, чем у снегоболотохода «Горностай», у которого удельное давление на грунт составляет 0,15 кг/см2. Думается, что это вполне убедительное доказательство превосходства шнекохода в проходимости перед всеми видами и типами техники, и даже специализированной вездеходной техники. Шнекоход может свободно пройти там, где даже «мотолыга», считающаяся очень проходимой техникой, сядет на брюхо. Украинский шнекоход-земснаряд работает на самом противотанковом грунте на рытье осушительных канав По этой простой причине шнекоход не только может конкурировать с колесными и гусеничными машинами, но и быть гораздо лучше их. Более того, абсурдно и нелепо говорить, что, дескать, у шнекохода маленькая скорость, поскольку на тех грунтах, которые шнекоход может пройти, ни танк, ни гусеничный вездеход, ни БТР вообще не могут показать никакой скорости. Они просто сидят на брюхе в ожидании какого-нибудь тягача. Пространство для шнекохода В нашей необъятной стране есть где побуксовать и помесить грязь. Из 1709,8 млн. гектаров общей территории России (данные 2005 года, без Крыма), 1104,8 млн. гектаров приходилось на леса, из которых 57% — влажные и переувлажненные лесные почвы (596 млн. гектаров). Сельскохозяйственные угодья, то есть пашни и пастбища (которые, как правило, являются грунтами с низкой несущей способностью, особенно после дождей) – 401 млн. гектаров. Среди этой обширной площади лесов и сельхозугодий 225,2 млн. гектаров приходится, собственно, на воды и болота (110 млн. гектаров в составе лесного фонда и 25 млн. гектаров в составе сельхозугодий). Итого, влажных почв и болот в России, по суммарной оценке, 621 млн. гектар (36% территории страны) и еще 376 млн. гектаров (22%) становятся труднопроходимыми или непроходимыми после обильных дождей или таяния снегов. На этих 58% территории страны в военное время применение шнекоходов весьма целесообразно, поскольку по таким грунтам даже гусеничная техника проходит либо с трудом, либо вообще не проходит. Для сравнения, общая площадь дорог, то есть всех земель, отведенных под дороги, улицы, площади, вплоть до скотопрогонных дорог, составляла по данным на 2005 год 7,9 млн. гектаров. Далеко не вся эта площадь занята твердым дорожным покрытием. Еще 5,5 млн. гектаров находилось под застройкой. Итого, только 0,7% территории страны, где шнекоход в силу своих конструктивных особенностей не может применяться широко. По-моему, достаточно сравнить две цифры – 58% и 0,7%, чтобы понять, что шнекоход для обороны страны абсолютно необходим, поскольку он позволяет использовать для военных целей ту половину территории страны, которая или совершенно недоступна, или труднодоступна даже для гусеничной боевой техники. На мой взгляд, твердить о том, что шнекоход непригоден только потому, что он де не может ездить по дорогам, означает расписаться в полном, абсолютном непонимании географических реалий собственной страны, в которой болот и влажных грунтов более чем достаточно. А еще можно добавить густоту речной сети. В среднем по России густота речной сети для лесной зоны составляет 0,4-0,6 км/кв. км. То есть на каждый квадратный километр площади приходится от 400 до 600 метров рек. Значительная часть эти рек – препятствие для гусеничной и колесной техники. Требовать от техники, чтобы она была хороша на дорогах с твердым покрытием, это означает запереть ее на площади не более 1%, это значит лишить ее маневренности и поставить в зависимость от милостей природы и сухой погоды. Надо ясно понимать простую вещь: война ведется в грязи. Если поначалу и предполагается, что боевые действия будут идти в комфорте, вдоль асфальтированных дорог, в условиях, максимально приближенных к парадным, то потом противник своими действиями неизбежно вынуждает залезать в грязь. Противник своим огнем и движением вынуждает сворачивать с дороги на грунтовку, пашню или на болото, в поисках пути для обхода, охвата, маневра. Географическая характеристика заболоченности и увлажнения почв показывает, что эта необходимость залезать в грязь будет встречаться очень часто. Потому подготовка к настоящей войне подразумевает тщательную подготовку к тому, чтобы месить грязь лучше и эффективнее, чем это удается противнику. Какая сторона сможет поставить грязь и распутицу на свою сторону, та и одержит победу в конечном счете. Лучше это делать не с помощью импровизаций, а с помощью заранее разработанной, испытанной и изготовленной техники – шнекоходов. Шнеко-бронетранспортер На основе шнекоходного шасси возможны самые разнообразные боевые, транспортные и инженерные машины. Но пока что мы будем рассматривать сравнительно легкую и небольшую шнекоходную машину, общей массой в диапазоне от 7 до 20 тонн, в технической возможности создания которой нет никаких сомнений. Для более тяжелых машин потребуются, очевидно, исследования и расчеты. Такая сравнительно небольшая шнекоходная машина, как мне представляется, должна быть комбинацией бронетранспортера и грузовика, способного нести вооружение (ДШК или КПВТ, АГС, ПТУР, дополнительно также 82-мм миномет), а также перевозить людей и грузы. По своей компоновке он может быть похож на БТР-50. Корпус БТР-50. Почти готово, осталось только шнеки добавить. В силу того, что для шнекоходов весьма существенным является снижение веса, не только для улучшения проходимости и скорости движения, но и для плавучести, то бронирование может быть не стальными листами, а листами броневого стеклотекстолита. Но с внутренней стороны корпуса стеклотекстолит должен быть подложен стальными листами, чтобы уберечь экипаж от осколков текстолитовой брони. Почему именно такая машина? Во-первых, потому что в заболоченных районах у него, вероятнее всего, не будет серьезного противника, вооруженного чем-нибудь более тяжелым, чем крупнокалиберный пулемет. Скорее всего, это будут небольшие отряды противника или заслоны, обычно оставляемые на границе с заболоченной, и считающейся непроходимой местности. Крупнокалиберного пулемета в сочетании с АГС вполне достаточно, вместе с вооружением пехотного десанта, чтобы с таким противником справиться. Во-вторых, задача шнеко-бронетранспортера в большей степени транспортная, чем боевая: перевезти через болото, заболоченную или просто раскисшую от дождей местность солдат, боеприпасы, продовольствие. Потому упор должен быть сделан на грузоподъемность. Характеристики любой боевой техники определяются тактикой ее применения. Иногда, впрочем, тактика вырабатывается под определенную машину и ее возможности. В отношении шнеко-бронетранспортера придется пойти вторым путем, то есть предложить определенные тактические приемы ее использования. Вариантов несколько. Первый и довольно типичный вариант. Противник удерживает сухой перешеек между болотами или озерами, либо же опирает свои фланги на торфяные и очень топкие болота, абсолютно недоступные для техники. В этом случае отряд из шнеко-бронетранспортеров с посаженным на него десантом может попытаться зайти противнику во фланг и тыл по болоту. Оборона у противника по краям заболоченной местности вряд ли будет сильной, и такая попытка может иметь успех. Второй вариант – форсирование реки с широкой и заболоченной поймой. Не столь уж редкий вариант, заболоченные или регулярно затопляемые поймы рек могут быть в ширину до 2-3 км, в сочетании с густыми зарослями кустарника и тальника могут быть почти непроходимыми. В таком случае для шнеко-бронетранспортера много разной работы. Во-первых, участие в переправе и захвате плацдарма на другом берегу, во-вторых, транспортная поддержка переправившихся войск до наведения переправ, в первую очередь снабжение боеприпасами и вывоз раненых, в-третьих, содействие в наведении понтонов и мостов, охрана их от контратак противника, в-четвертых, вспомогательные перевозки людей и грузов через заболоченную пойму к местам переправы. Значение шнеко-бронетранспортеров при переправах резко возрастает в период половодья, когда поднявшиеся реки могут затапливать обширные площади в пойме и препятствовать наведению переправ. Третий вариант – бои в заболоченной лесистой местности. Хотя заболоченные леса считаются непригодными для боевых действий, тем не менее, они предоставляют некоторые интересные возможности. Во-первых, можно оторваться от противника; достаточно зайти вглубь заболоченного леса на 3-4 км, чтобы оказаться в относительной безопасности. В-вторых, если противник контролирует дороги и населенные пункты на краю заболоченного леса, то в глубине этого болотистого массива можно направить отряд на шнеко-бронетранспортерах для нанесения ударов по противнику в стиле «ударил – отошел». Если противник пожелает отряд преследовать, тем хуже для него. Если у противника есть одна дорога, идущая через большой заболоченный лесной массив, а в нем есть отряды на шнеко-бронетранспортерах, то у этого противника серьезные проблемы. Четвертый вариант – действия в период распутицы. Это самое выгодное время для использования шнеко-бронетранспортеров для решения самых разных задач. К ним могут относиться: разгрузка застрявших в грязи автомобильных колонн и содействие в эвакуации техники; перевозка грузов и переброска войск по кратчайшим маршрутам по бездорожью; трамбовка грунтовых дорог многократным прохождением шнекоходами. В боевых операциях шнеко-бронетранспортеры с десантом по распутице могут осуществлять обходы, так же, как и через болота. Как видим, открывающихся тактических возможностей у шнеко-бронетранспортеров довольно много. Общая черта тактики машин такого типа состоит в том, чтобы использовать фактор внезапности, вытекающий из того, что отряд на шнеко-бронетранспортерах может пересечь район, совершенно непроходимый для любой другой техники и даже и для пеших солдат. Противник прикрылся болотом, считая его непроходимым – самое удобное место, чтобы по нему ударить. Даже если противник в принципе знает о шнеко-бронетранспортерах, все равно, не угадает место прорыва. Ему придется или усиливать заслоны на краях заболоченной местности, то есть распылять свои силы, либо держать болота под постоянным наблюдением и разведкой. И это тоже хорошо. Сам факт появления шнеко-бронетранспортеров уже ставит противника, не имеющего таких же машин, в стесненное положение. Выгоды шнекохода для войны в условиях заболоченной местности или переувлажненных грунтов вполне очевидны. Тут даже доказывать особо нечего. Другое дело, что шнеко-бронетранспортер появится только во время войны. Он совершенно не годится для парадов, для брутальных пиар-фотосессий, для показательных выступлений на полигонах и прочего подобного применения боевой техники в мирное время. Время и место для боевого шнекохода – это тотальная война в тотальной грязи. Не проверены / Интересное, Репортажи |