Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Бывшие сигаретные контрабандисты рассказали, как возили сигареты в Европу (5 фото)
0+ Сигареты не сразу стали основным приграничным товаром. В1990-х из Беларуси в Польшу чаще всего возили спирт, а к нему самые разные товары: лопаты, резиновые сапоги, золото с серебром и медь с алюминием. Оттуда возили, например, яблоки. А вот белорусские сигареты тогда еще не имели за рубежом такой бешеной популярности. Но конъюнктура меняется. Так, на смену спирту и металлам пришли сигареты и топливо. А товары уже везут не в Польшу, а наоборот. До 2010-2011 годов получить долгосрочную визу было сложно. Только появление визы "за покупками" значительно упростило дело. Ранее те, кто не имел родственников в Польше, могли заплатить за визу "под ключ" даже 300-500 евро. Олег говорит, что эти деньги можно было быстро отработать. Штрафы были не такие большие, как сейчас, а проехать границу было проще. Хотя сигареты в ЕС из Беларуси попадают разными путями, автомобильный путь для рядовых граждан Олег считает самым популярным, но не самым большим по количеству. Чтобы не рисковать автомобилем, большинство контрабандистов возили не более "нормы": не 2 пачки, как сегодня, и не 10, как можно было раньше, а столько, чтобы не превысить норму, после которой помимо штрафа изымают автомобиль. Раньше это было 50 блоков, или один короб, потом стало 40 блоков. Максимум, который можно было заработать с одного блока сигарет, - 15 долларов, по крайней мере на памяти Олега. Это был непродолжительный период, когда в Беларуси сильно просел курс рубля. Так, возив по 40 блоков, с одной успешной поездки можно было заработать 500 долларов. Такой период длился несколько месяцев, часть его выпала на времена ограничения поездок раз в 5 дней. Самый большой штраф за такое количество сигарет тогда составлял около 1000 долларов. Обычно, по словам Олега, заработок была меньше - 7-10 долларов с блока. Не попадаться на штрафы невозможно. Разве что, если ты начинающий контрабандист и у тебя чистая биография, тебя никто не знает, тогда можно некоторое время ездить безопасно. Но это лотерея. Кто-то может отработать год, кто-то - чуть больше, но можно попасть на штраф и с первого раза. Те, кто работает на постоянной основе, к штрафам относятся как к уплате налогов. Иногда можно уйти в минус. Можно работать два-три месяца в плюс, а потом за один месяц заплатить два-три штрафа. Получится, что ничего не заработал. Кроме трезвого расчета и хороших тайников большую роль играет случай. Кто-то успешно проезжает границу 5-10 раз в месяц в течение года и только 2-3 раза попадается. А кто-то чуть ли не весь год работает на штрафы и в итоге уходит из "бизнеса". Особенность в том, что действует нарастающий коэффициент: каждый следующий штраф больше предыдущего. Сегодня кто-то возит 5-10 блоков, другие - 25-30, но уже более 40 берут немногие. Настолько загруженные машины называют "бомбами" - они точно подлежат конфискации. Но таких авто немного, уверяет Олег. Хорошо скрыть более 50 блоков (1 короб) в автомобиле, даже переделанном, очень сложно. Так рисковать могут только те, у кого есть "подушка безопасности". Переделать автомобиль можно не только в Беларуси, но и в самой Польше. Но, по словам Олега, лучшие специалисты в этом - литовцы. Делают качественно, фантазия работает. Стоимость переделки может достигать 1500-2000 евро. Большинство, по словам Олега, справляется своими силами. "Кое-где сделают дополнительные дырки. Что-то урежут, выбросят шумоизоляцию или еще что. Но если машина попадет на сканер или будет работать опытная собака, никакие тайники не помогут". Житель Гродно Максим в 2007-2008 годах работал водителем: загонял авто на "упаковку", где его упаковывали сигаретами. За это платили 25-30 долларов в зависимости от сложности работы. Потом надо было забрать автомобиль и в нужный день завезти сигареты в Польшу. За один рейс платили 30 долларов. Если машина попадала на штраф, все расходы брал на себя собственник. На "фирме", где работал Максим, "директор" открывал визы своим водителем. А позже распродал все машины, свернул дело и наладил в Гродно легальный бизнес. Максим знает немало примеров, когда сегодняшние бизнесмены зарабатывали стартовый капитал на контрабанде. Как сигареты доезжают до Англии и Испании, рассказал Янек, бывший контрабандист из Белостока. Далее в Западную Европу едет большинство сигарет из Беларуси, Украины и России. Те, кто возит более 5-10 блоков, продают их оптовикам, а те уже или сами везут дальше вглубь Европы, или опять же по оптовым ценам перепродают тем, кто везет. Такой посредник при перепродаже зарабатывает 1-2 доллара с блока. Сам Ян несколько лет возил сигареты из Беларуси. "Мой друг работал таможенником, поэтому я всегда имел информацию, когда лучше ехать, а когда лучше задержаться в Беларуси и подождать". Однажды, чтобы дождаться "хорошей" смены, пришлось задержаться в Гродно более суток. В таком ритме Янек работал около трех лет, пока не попал в руки белорусских таможенников. На родину пришлось возвращаться пешком. Зато среднемесячная заработная плата в тот период составляла 1500-2000 долларов. Ян утверждает, что очереди на белорусско-польской границе в будние дни бывают, только если на польской стороне работает более-менее "хорошая" смена. Если смена "плохая", да еще работают "черные" [таможенники] с собакой, очередей не будет. Тогда едут или новички, или те, кто контрабандой не занимается. Иногда цены сигарет на черном рынке падали из-за перенасыщенности рынка. Если через какую-то границу, неважно, польскую или литовскую, успешно проезжало 5-10 фур с сигаретами или железнодорожный состав, цены начинали падать. Людей, работающих с такими серьезными объемами, Янек не знает. Говорит только, что и в Польше, и в Литве есть места, где можно оптом приобрести контрабандные сигареты в коробах. Это как раз тот товар, который ехал в фурах или поездах. После фиаско на белорусско-польской границе Ян не пожелал завершать "карьеру", но решил сменить направление. Он приобрел другой автомобиль и переделал его в Польше за 9000 злотых, или более 2000 евро. На нем планировал возить сигареты из Польши в Англию, но уже при первой попытке его задержали… Янек объясняет, что Англия - самое популярное направление, так как здесь можно заработать больше всего. Так, в 2016 году Би-би-си сообщала, что в Великобританию попадает 12% всех контрабандных сигарет из Беларуси. Для белорусских контрабандистов перевоз сигарет через границу обычно является последним шагом, дальше сигареты везут поляки или литовцы. И хотя границ в Евросоюзе нет, этот путь непростой. Так, в окрестностях Августова польские пограничники и таможенники регулярно останавливают литовские бусы, полные сигарет. На дорогах Подляшья также нередко останавливают легковые авто местных жителей с багажниками, полными сигарет без польских акцизов. Обычно после проверки в гаражах и домах этих людей находят большие партии товара. Не проверены / Интересные фоторепортажи |