Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Падение «Максима Горького». Кто погубил гордость советской авиации? (28 фото)
Удар для великого писателя. Официальная информация о гибели самолёта-гиганта «Максим Горький» была изложена в сообщении ТАСС: «18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут в городе Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла катастрофа. Самолёт «Максим Горький» совершал полёт под управлением лётчика ЦАГИ т. Журова. В этом полёте «Максим Горький» сопровождал тренировочный самолёт ЦАГИ под управлением лётчика Благина. Несмотря на категорическое запрещение делать фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, Благин нарушил этот приказ... 0+ При выходе из «мёртвой петли» лётчик Благин своим самолётом ударил в крыло самолёта «Максим Горький». «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе, перешёл в пике и отдельными частями упал на землю в посёлке Сокол. При катастрофе погибло 11 человек экипажа самолёта «Максим Горький» и 36 человек пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ, в числе которых было несколько членов их семей. При столкновении погиб также лётчик Благин, пилотировавший тренировочный самолёт. Правительством решено выдать семьям погибших по 10 000 рублей единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение». Никита Сергеевич Хрущёв, Пётр Старостин и Николай Булганин выносят урны с прахом погибших на самолёте «Максим Горький» из Колонного зала Дома союзов. Новость о катастрофе стала шоком для увлечённой авиацией страны. Настоящим потрясением гибель «Максима Горького» была и для писателя, имя которого носил самолёт. И без того серьёзно болевший Горький пережил удар, значительно ухудшивший его состояние. Самый большой агитсамолёт. Рисунок АНТ-20 в разрезе. Идея строительства агитсамолёта, который должен был носить имя Горького, была выдвинута группой писателей и журналистов во главе с Михаилом Кольцовым в 1932 году. Проект был приурочен к 40-летию творческой деятельности Горького. Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей. Схема АНТ-20. К реализации идеи были привлечены лучшие силы советского авиастроения во главе с конструктором Андреем Туполевым, имевшим опыт строительства свертяжёлых самолётов военного назначения. За основу проекта был взят тяжёлый бомбардировщик ТБ-4, творческая доработка привела к созданию новой модели АНТ-20. Сборка крыла АНТ-20 на заводе ЦАГИ. В отличие от предшественника, АНТ-20 прежде всего предназначался для гражданских целей, мог взлетать с небольших аэродромов, имея длину разбега 300–400 метров, обладал большими, чем у ТБ-4, площадью и длиной крыла. АНТ-20 готовится выруливать на старт. Силовая установка состояла из восьми двигателей М-34ФРН по 900 лошадиных сил каждый (общая мощность 7200 л. с.). Шесть двигателей располагались на крыльях, два — в тандемной установке над фюзеляжем. Премьера над Красной площадью. АНТ-20 «Максим Горький» перед своим первым полетом. Самолёт, получивший имя «Максим Горький», был настоящим чудом техники для своего времени. Впервые в советской авиации в нём был использован автопилот, впервые в мировой авиации была применена система электропитания трёхфазного переменного тока напряжением 127 В и частотой 50 Гц, питавшая бортовое оборудование. В салоне самолёта «Максим Горький». Пилотажно-навигационное оборудование самолёта обеспечивало его эксплуатацию днём и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. На борту находились разнообразные средства агитации, в том числе громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», радиопередатчики, киноустановка, фотолаборатория, типография и библиотека. Пассажирский салон АНТ-20. Строительство самолёта на авиазаводе в Воронеже началось 4 июля 1933 года, а уже 3 апреля 1934 года АНТ-20 был вывезен на аэродром. 24 апреля самолёт был допущен к полётам решением государственной комиссии. Шеф-пилот ОКБ Туполева М.М. Громов. 17 июня 1934 года лётчик-испытатель Михаил Громов выполнил первый полёт на АНТ-20, продолжавшийся 35 минут. Громов отметил отличную управляемость самолёта-гиганта. Уже через два дня состоялась публичная премьера «Максима Горького» — в сопровождении истребителей он пролетел над Красной площадью в честь встречи челюскинцев. АНТ-20 над Красной Площадью. Чудо советской техники привело в восторг автора «Маленького принца». Aгитсамолет АНТ-20 «Максим Горький» на стоянке. Летающая громада производила впечатление. Длина самолёта — 33 метра, размах крыльев — 63 метра, высота самолёта — больше 11 метров, площадь крыла — 486 квадратных метров. В августе 1934 года «Максим Горький» стал флагманом агитэскадрильи имени Максима Горького. Помимо основных обязанностей, в 1934 году на нём были установлены два мировых рекорда — грузы 10 000 кг и 15 000 кг были подняты на высоту 5000 метров. АНТ-20 «Максим Горький» в полете. Те, кому удалось поучаствовать в полётах «Максима Горького», не скрывали своего восхищения. АНТ-20 переворачивал представления об авиации того времени. На его борту даже существовали специальные телефоны, позволявшие дозвониться из одного отсека самолёта в другой. Была на «Максиме Горьком» и своя пневмопочта, а также зона отдыха — в крыльях располагались двухъярусные кровати для желающих вздремнуть. А одному из участников полётов врезалась в память секретарша, которая посреди салона деловито что-то перепечатывала на машинке. В мае 1935 года полёт на «Максиме Горьком» совершил Антуан де Сент-Экзюпери, работавший в Москве репортёром французского издания. Автор «Маленького принца» остался в восторге и от самолёта, и от его экипажа. «Мёртвая петля» лётчика Благина. 18 мая 1935 года «Максим Горький», взлетев с центрального аэродрома, должен был совершить демонстрационный полёт над Москвой. Прокатиться на «Максиме Горьком» в этот раз пригласили лучших работников Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и членов их семей. Сопровождать АНТ-20 должны были два самолёта: истребитель И-5 лётчика Благина и двухместный Р-5 лётчика Рыбушкина. И-5 должен был лететь радом с самолётом-гигантом, а оператор, находившийся в Р-5, должен был снимать полёт для кинохроники. «Максим Горький», который пилотировали опытные лётчики Иван Михеев и Николай Журов, благополучно поднялся в воздух и сделал круг над аэродромом. Но дальше ситуация стала развиваться по опасному сценарию: истребитель И-5 начал выполнять фигуры высшего пилотажа рядом с АНТ-20. Затем И-5 попытался выполнить «мёртвую петлю» вокруг «Максима Горького», но в высшей точке над ним потерял скорость и рухнул на АНТ-20. Ударом был выбит средний мотор, который отвалился и упал вниз, а И-5 застрял в образовавшемся рваном отверстии крыла. Затем от истребителя оторвалась хвостовая часть, удар которой пришёлся на систему управления «Максима Горького». АНТ-20 завалился на крыло, перевернулся и стал разваливаться в воздухе. Спустя несколько секунд самолёт рухнул в районе дачного посёлка Сокол. Окрестности потряс мощный взрыв. Помимо Николая Благина, пилотировавшего И-5, погибли 11 членов экипажа и 37 пассажиров «Максима Горького», в том числе 6 детей. «Я протараню самолёт, который носит имя негодяя...» Колумбарные плиты погибших при катастрофе АНТ-20 на Новодевичьем кладбище Москвы. Жертв трагедии торжественно похоронили на Новодевичьем кладбище. Виновником катастрофы был назван пилот И-5 Николай Благин, самовольно начавший выполнять фигуры высшего пилотажа рядом с «Максимом Горьким». А осенью 1935 года в зарубежных СМИ грянула сенсация. 12 сентября в польской газете «Меч» было опубликовано якобы предсмертное письмо Благина, который сообщал, что идёт на уничтожение «Максима Горького» сознательно. Позже это письмо перепечатала парижская газета русских эмигрантов «Возрождение». «Братья и сёстры!.. Завтра я поведу свою крылатую машину и протараню самолёт, который носит имя негодяя... — говорилось в письме. — Я скоро умру, но вы вечно помните о мстителе Николае Благине, погибшем за русский народ! Москва, 17 мая 1935 года». Версия об умышленном таране, однако, широкого распространения не получила. Во-первых, её исключали все, кто знал лётчика Николая Благина. Друзья и близкие говорили, что письмо написано в таком стиле, который совершенно не соответствует присущей Благину манере общения. Во-вторых, обстоятельства катастрофы говорят о том, что это скорее был несчастный случай, нежели умышленная атака. В-третьих, Николая Благина похоронили вместе с экипажем и пассажирами «Максима Горького», а его семье власти оказали всяческую помощь — вдове, дочери, одному из родителей Благина были немедленно оформлены пенсии по утрате кормильца, дочь перевели в новую школу, да и в целом окружили родных погибшего пилота заботой и вниманием. Трудно представить такое в случае, если бы у НКВД возникли какие-то подозрения в отношения Благина. Записка наркома Ягоды. Первичный рапорт о катастрофе. Забота о семье Благина не очень вязалась и с версией о том, что «Максим Горький» погиб из-за его воздушного хулиганства. Казалось, власти знают о происшедшем больше, чем говорят. В 2010 году была рассекречена долкладная записка главы НКВД Генриха Ягоды Иосифу Сталину, связанная с расследованием причин катастрофы «Максима Горького». Как выяснили сотрудники НКВД, лётчика Благина попросту заставили выполнить опасный трюк. За полтора часа до рокового полёта с санкции высшего руководства ВВС с лётчиками встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский и Пуллин, которые настояли на выполнении фигур высшего пилотажа на истребителе рядом с АНТ-20. Съёмки фигур высшего пилотажа должны были вести с Р-5. Руководитель полётов и непосредственные начальники пилотов об этом разговоре и планах кинооператоров ничего не знали. Благина сделать «мёртвую петлю» практически заставили, ссылаясь на приказ руководства ВВС. Ряжского и Пуллина впоследствии арестовали и осудили, но однажды озвученную версию менять не стали. Взамен власти помогали семье лётчика, объявленного виновным. «Дублёр» «Максима Горького» разбился в 1942 году. Сегодня мало кто знает, но после гибели «Максима Горького» планировалось построить новую, улучшенную версию АНТ-20. Замысел этот был реализован в 1938 году, когда был построен АНТ-20 бис, оснащённый новыми , более мощными двигателями М-34ФРНВ. Это позволило убрать тандемную установку и сократить число двигателей с восьми до шести. Предполагалось, что АНТ-20 бис будет построено более десятка, и все они также будут именными, как их предшественник. Однако на деле всё ограничилось единственным АНТ-20 бис, построенным на заводе в Казани. Самолёт получил название ПС-124 (пассажирский самолёт 124 завода), его испытания были успешно завершены в 1939 году. Под бортовым номером Л-760 самолёт совершал регулярные рейсы на линии Москва – Минеральные воды до декабря 1940 года. 3aтем до ноября 1941 года машина находилась в эскадрилье особого назначения московского аэропорта. С ноября 1941 года самолёт, переоборудованный под двигатели АМ-35 и переданный Узбекскому управлению авиации, перевозил грузы и пассажиров по среднеазиатским трассам. 14 декабря 1942 года самолёт из-за нарушений экипажем правил лётной эксплуатации потерпел катастрофу в 90 км от Ташкента. Не проверены / Авиация |