Календарь
Архив
Популярное
О сайте
Увлекательные фотографии и видео в удобной подаче? Запросто! Теперь мы можем Вас радовать подборками со всех сайтов которые мы посчитали интересными. Видео которое мы отбираем каждый день, убьет много свободного времени и заставит Вас поделится им с Вашими коллегами и друзьями, а в уютное время, Вы покажете это видео своим родественникам. Это все, Невседома. |
Архивы ЦРУ: Что знали в США о советской Одесчине
Не так давно Центральное разведывательное управление Соединенных штатов Америки рассекретило и оцифровало часть архива документов и других данных, которые собирались на протяжении многих лет. Особое внимание в большинстве отчетов агенты ЦРУ уделяли городам и областям Украины в составе СССР во времена Холодной войны. Не стали исключением в этих архивах как сама Одесса, так и вся область, которые довольно часто упоминаются в архивных данных. Так, по запросу "Odessa" в базе ЦРУ можно увидеть, что название города упоминалась почти в шести тысячах, а если быть точным, то в 5919 документах и отчетах шпионов, с которых был снят гриф "совершенно секретно". Следует отметить, что не во всех этих документах Одесса и область упоминается в качестве неосновного объекта исследования, но среди отчетов есть те, которые касаются именно этого региона и являются действительно интересными. Логичным является то, что в Одесском регионе американцев на то время интересовали схемы расположения объектов, на которых хранились и перерабатывались стратегические запасы горюче-смазочных материалов, расположение аэродромов, и главное – места дислокации воинских частей, бункеров и передвижения военной техники и кораблей военного и гражданского назначения. В отчете от 19 декабря 1952 года американский шпион описал условия жизни в Одессе, которые ему удалось увидеть во время визита в город в роли члена экипажа корабля. По словам агента ЦРУ, во время выхода в город документы всех членов экипажей кораблей проверяли обычные солдаты советской армии, которые и не искали шпионов. Особое внимание в отчете он уделил советским женщинам. "Женщины составляют значительную часть рабочей силы в доках. Рабочие были вежливы, но держались в стороне и не приняли бы ни сигарет, ни кофе. Такое отстраненное дружелюбие носило достаточно общий характер на территории порта", - отметил шпион. В самом городе люди ему показались очень дружелюбными. Набережная с видом на гавань (Приморский бульвар – ред.) была очень популярным местом и по воскресеньям, как правило, переполнена прохожими, многие из которых были с камерами. Также он отметил, что Одесса немного изменилась после бомбардировок времен Второй мировой войны. В некоторых местах убрали даже неразрушенные стены. Жители города выглядели сытыми, но одеты были бедно, в отличие от высокопоставленных чиновников и офицеров, которые были одеты весьма элегантно, а их дети также были хорошо одетыми. Шпиону во время визита удалось увидеть лишь несколько автомобилей, но не было ни одного велосипеда. Особое внимание агент уделил и "облико морале" советских времен. Согласно информации в его отчете, женщины в то время были готовы предоставлять иностранцам интимные услуги, получая за это так называемые "some small luxury article" - символические предметы роскоши. В качестве примера таких вещей автор приводит шелковый женский платочек. Если задержанных во время такого расчета, иностранных моряков, как правило, не арестовывали, в отношении советских граждан принимались жесткие меры. В отличие от гражданской жизни Одесчины американцев больше интересовало ее военное оснащение и перспективы. Так, во многих отчетах упоминается большое количество радиолокационных станций, которые были построены почти в каждом населенном пункте. Упоминаются такие объекты как комплекс антенн в Подольске (бывший Котовск, но в документах американцев он указан именно как Подольск), других городах и городках. Не стали исключением и аэродромы. Так, в отчете от 1 апреля 1966 года, американцы предоставляют описание вооружения и количества самолетов на "хорошо замаскированном" аэродроме, который был расположен в районе 5-й станции Большого Фонтана. Этот аэродром в черте города был построен во время войны лишь за неделю. И возвели его благодаря женщинам и детям, которые принимали непосредственное участие в строительстве. О том, что аэродром был хорошо замаскирован от Америки можно сказать только по тому, что первое упоминание о нем встречается в отчетах ЦРУ лишь в 1955 году. Сейчас на его месте расположены памятник и сквер летчикам-героям 69-го истребительного авиаполка. Несмотря на обостренное чувство бдительности советских спецслужб и граждан в те времена, шпионам удавалось фиксировать места постоянной дислокации и перемещения военной техники и флота. В документе от 3 мая 1960 года шпионы проводили "перепись населения" части советского флота, который находился в водах Одессы. По данным агентов, в то время в гавани Одессы им удалось зафиксировать семь подводных лодок разной классификации, патрульный катер и два новейших сторожевых корабля проекта 50 типа "Горностай" (по классификации НАТО - Riga class frigate) с усиленным противолодочным вооружением, которые разрабатывались, были построены и спущены на воду в Николаеве. Также американцы достаточно успешно отслеживали передвижения и техники сухопутных войск в Одесском регионе. Предпочтение они отдавали относительно новым разработкам советского военно-промышленного комплекса. Анализируя базу всех документов американской разведки в отношении Одесской области, довольно часто можно встретить упоминания и о таком не менее стратегическом объекте, как Одесский морской порт. Если бы в то время советскому гражданину кто-то сказал, что на другом континенте под грифом секретности хранится почти вся информация, которая касается порта Одессы и его гаваней, то несложно было бы представить реакцию этого гражданина. В большом отчете за декабрь 1957 года на 102 листах, который американцы посвятили порту, были изображены схемы и фотографии всех надводных и подводных конструкций и их особенностей. Из всего вышеприведенного можно сделать несколько выводов. Во-первых, учитывая такой большой массив собранной информации (а это только верхушка айсберга) никакой "железный занавес" так и не смог отделить украинскую Жемчужину у моря от остальной части планеты. А во-вторых, с тех времен почти ничего не изменилось в менталитете нашего народа. И сегодня, как и ранее, большинство простого люда хоть и выглядит сытым, все равно не может вырваться из "коммунального рабства", а чиновники и их дети наедают себе дорогие костюмы, машины и дачи, только с одним отличием – большинство из них находятся именно на другом континенте. Политика |